Евгений Гришковец предлагает Вам запомнить сайт «Евгений Гришковец»
Вы хотите запомнить сайт «Евгений Гришковец»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Движение - это жизнь!

Блог

12 октября

Здравствуйте!

Недавно наблюдал в Калининграде трогательнейшую сцену… Калининградские бомжи очень особенные. Многие из них этакие сэконд-хэндовые бродяги. Их можно увидеть в твидовых пиджаках с замшевыми накладками на локтях, или в некогда шикарных пальто. Многие из них не прочь витиевато порассуждать, процитировать что-нибудь, припомнить по каким дорожкам бродил по городу Иммануил Кант. Один даже по-приятельски называл старика Иммануила просто — Моня Кант. Так вот…

Увидел я как-то в солнечный денёк в середине сентября трёх вот таких городских путешественников, которые грелись на осеннем солнце на остановке. Им было скучно, но никаких дел и занятий они себе придумать не могли. Сидели себе и жмурились на солнце. Я проехал мимо них и как-то зацепился взглядом. А часа через полтора ехал в обратном направлении. Машина ползла очень медленно, пробка была тугая. И я увидел эту троицу уже возле другой остановки, подле которой они внимательно обследовали урну. И вдруг один из них что-то в этой урне обнаружил, страшно обрадовался, а вслед за ним обрадовались и двое остальных. Мне стало очень любопытно, что же они там нашли. Это явно была не пачка сигарет и не бутылка с остатками содержимого. А они… радостно что-то обсудили, даже приобнялись, потом подошли к скамейке и самым уютным образом на ней разместились. Один что-то долго искал в своём, можно сказать, рюкзаке, нашёл то, что искал к общей радости всей троицы. Тогда они сели поплотнее и чем-то занялись. На их лицах, изломанных и измятых жизнью, хулиганами, ментами и собутыльниками, чуть ли не сияли улыбки. Я буквально прижался к стеклу, чтобы разглядеть, но машина ползла медленно. Только когда мы поравнялись, мне удалось разглядеть и понять, что же нашли эти бродяги. В руках у них был помятый, но довольно чистенький сборник кроссвордов. Я даже услышал, что они обсуждают: «Еврейский удлинённый пиждак», — сказал один. Другой обрадовался и тут же практически выпалил: «Ё… Так это ж лапсердак!» — и они, счастливые, начали записывать найденной в рюкзаке ручкой слово.

Вот почему я не научусь водить машину. Сидел бы за рулём, ни за что бы не увидел, ни за что бы не разглядел, не прочитал бы ту или другую надпись, не увидел бы каких-то котов или какую-нибудь собаку, не дослышал бы чего-нибудь…

Вот, ехал по Москве и увидел. Как мимо такого можно проехать? А сидел бы за рулём, проехал бы как миленький.

А завтра надо улетать из Калининграда. Здесь сегодня был такой красивый-красивый день! Солнце было такое, что не спасали солнцезащитные очки, ветер, студёный-студёный, влажный, но чистый-чистый. Утки крякали на озере, тревожно, взволнованно, как будто обсуждали сборы в дорогу. Над домом летят и летят птичьи косяки. Когда жили в другом районе города, такого я не наблюдал. А здесь у них прям какой-то воздушный коридор. Над домом. Мне это очень нравится. Хоть и грустно. Но я завтра полечу в другую сторону. Птицы летят на юго-юго-запад, а я полечу строго на восток. Здесь листья едва тронула желтизна. Ещё поздние яблоки не дозрели… А вернусь — осень будет уже полноценная и очевидная. Да и птицы успеют за время моего отсутствия улететь восвояси.

А я вчера закончил книжку «Письма к Андрею». Написал вступление и окончательно принял очень непростое для себя решение, что публиковать её буду. Книжка эта странная, неожиданно родившаяся. Жанр её мне непонятен. Кому она может понадобиться — тоже большой вопрос. Но всё же я решил её опубликовать. Выйдет она в ноябре. На обложке будет помимо названия «Письма к Андрею» ещё и надпись «Записки об искусстве», чтобы какие-нибудь хитрые книгопродавцы даже и не попытались её предложить кому-нибудь, как рассказы или повесть.

Из Тбилиси Гиги пишет смс-ки, что увлечённо работают над песнями. Обещает , что через неделю первая будет готова. Очень хочу её скорее послушать, ну и, конечно же, показать вам.

Вот с такими настроениями собираю дорожную сумку. Постараюсь с уральских просторов информировать вас о том, что и как происходит. Правда, если будет о чём информировать.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 13 окт 12, 05:28
+280 41

«Война и мир»

Здравствуйте!
На прошлой неделе и сегодня, снова посмотрел по телевизору кинополотно Сергея Бондарчука «Война и мир». Сколько раз я видел это кино? Не припомню. Я видел его частями, отдельными сериями, видел его серия за серией, ожидая ежевечернего продолжения. И вот снова просмотрел от начала и до конца практически не отрываясь.

В этот раз я увидел эту картину опять иначе, не как прежде. В этот раз я смотрел её дома, на экране современного телевизора, с хорошим звуком. Фильм явно отцифрован, обработан, очищен. На экране не было мелькающих царапинок и прочих признаков повреждённой киноплёнки. Кино заиграло более яркими и сочными красками. Стало конртастнее и как-то свежее, что-ли. Но не это определило новый мой взгляд и новое, так сказать, прочтение этой картины. Новое понимание и новое восприятие, конечно же определилось моим возрастом, моим теперешним видением и пониманием искусства, и в частности искусства кино, а также свежее осмысление увиденного связано с тем временем и ситуацией, которое переживает Родина, и мы вместе с ней.



Раньше я не видел, что фильм «Война и мир» Бондарчука так плох. Я даже удивился тому, насколько он плох практически по всем показателям. Особенно плох сценарий. Как же раньше я этого не видел? Наверное, не видел, потому что смотрел его тогда, когда ещё ничего не мог понять и просто любовался картинкой. А потом, когда уже знал роман и мне не доводилось посмотреть фильм целиком и я с почтением к знаменитому фильму, по случаю, урывками просматривал ту или иную серию, а то и её часть. Просматривал так, как иногда с удовольствием мы пролистываем какую-нибудь знакомую с детства книгу, останавливаясь на наизусть заученных фрагментах или в очередной раз любуемся иллюстрацией, с которой много связано и которая о многом напоминает.

Нынче же я посмотрел фильм целиком. Я увидел, что, не зная роман, этот фильм практически невозможно смотреть. Ничего нельзя понять, невозможно как-то прижиться и начать сочувствовать героям. Фильм будто состоит из большого количества очень ярких и дорого исполненных плакатов. Также играют и актёры. Играют излишне крупными мазками, часто слишком театрально, без полутонов и нюансов. Постоянно звучащий за кадром текст воспринимается как набор хрестоматийных цитат, даваемый зрителям как бы для заучивания, но при этом он необходим для того, чтобы хоть как-то объяснить не читавшим роман людям то, что они видят на экране. Всё в фильме какое-то большое, а если не большое, то крупное. Всё прямолинейно, а порой даже грубо. Всё пафосно и в худшем смысле просто, потому что очень упрощено. Фильм являет собой очень дорогостоящее пособие для тех, кто не смог и не нашёл для себя времени и смысла, не нашёл способности прочитать великий роман. То есть, фильм как бы сообщает о том, что такой роман есть, этот роман велик, но читать его в общем-то не стоит, потому что роман сводится к элементарным и даже банальным истинам, которые в фильме звучат ещё и нагляднее, да к тому же и зрелищны. Фильм Бондарчука, очевидно, даже не ставил перед собой задачу стать искусством. Он вообще не понятно для чего следан, с точки зрения художественной задачи. Он бессмысленен…

Но от чего же я в очередной раз посмотрел его до конца? А потому что я его люблю!!! Я люблю его всю жизнь.

Работа над фильмом была закончена в 1967 году. То есть, мы с этим фильмом ровесники. Я даже был в самом раннем детстве на этом фильме в кинотеатре. Я это помню. Его вообще можно было увидеть в кинотеатре в течение довольно долгого времени. И поэтому я помню кинотеатр, большой экран и яркие краски. Позднее, когдща мне было около десяти лет от роду я смотрел этот фильм на чёрно-белом экране телевизора вместе с замершей у экрана семьёй. Разумеется, мне было скучно, и я ждал только сцен с военными действиями и с солдатами на экране. Тогда, когда на экране была война, пусть на небольшом и чёрно-белом экране телевизора под названием «Рекорд», я наслаждался этим фильмом. И уж, конечно, Наташа Ростова и Пьер Безухов, были мне не интересны, и скучны. Андрей Балконский, всё-таки, ходил в военной форме, и на него было смотреть приятнее, чем на нелепого толстяка в очках. К тому же, я уже тогда видел, что взрослый человек, исполняющий роль этого персонажа, уж как-то слишком старается выглядеть неуклюжим и наивно-беззащитным. Это было неестественно и поэтому мне было как-то неудобно на него смотреть. Я уж не говорю про Наташу Ростову, особенно во время её первого бала. А взрослые-то как раз только этими сценами и восхищались…

Я смотрел «Войну и мир» в разные периоды своей жизни. Это могло случиться летом, когда я каникулы проводил у бабушки на Юге, и мне было тринадцать или четырнадцать лет… В доме культуры рыбоконсервного завода каждый день показывали разные фильмы. В том числе и «Войну и мир», сразу по две серии. То есть, можно было посмотреть две серии по цене одного фильма. За длинный сеанс мы бегали несколько раз за семечками, и даже успевали сгонять искупаться и вернуться, чтобы увидеть капитана Тушина в исполнеии любимого Трофимова…

Или в какое-то воскресенье, когда все куда-то разъехались или ещё не вернулись с дачи, я включал телевизор, просто ради фона, одеваясь, намереваясь куда-то пойти прогуляться, но никуда не уходил, потому что по телевизору шёл фильм «Война и мир», последняя серия. И я уже не мог оторваться. А когда фильм заканчивался, уже поздно было куда-то идти, или все возвращались с дачи и нужно было заносить привезённое с дачи домой…

Я люблю этот фильм, потому что…
Что бы там ни было я люблю свою жизнь. Люблю свои детство, юность, люблю разные, даже самые непростые её этапы и фрагменты. И эта жизнь прожита в том числе и с фильмом «Война и мир». Когда-то я относился к нему, как к чему-то взрослому и для взрослых, потом он был чем-то из школьной программы, потом он ощущался как просто отдельная от меня классика, к которой нет смысла иметь критического или хоть сколько-нибудь живого отношения. В какие-то моенты он был чуть ли не иконой. Потом я про него даже забыл. А теперь дорос до того, что увидел, насколько этот фильм уже далёк от того, что можно называть искусством. Насколько в нём тенденциозно и тривиально представлены и выведены персонажи и идеи. Но я всё рано люблю этот фильм! И выясняется, что я знаю его наизусть, и он, как выясняется, важен и дорог мне.
А это главнее всего того, что я увидел в этой картине теперь!

Я в Калининграде сижу и пытаюсь разобрать текст спектакля «Прощание с бумагой» на смысловые части и упростить очень сложную композицию, которую сам же себе и написал. Работаю над этим и часто ругаю автора. От этой работы очень вредно отрываться. Вредно для процесса и результата. Поэтому рудко пишу в этот дневник…

А за окном сильный ветер. С веток под ударами ветра падают яблоки, которых нынче очень много. Холодно. Осень.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 10 сен 12, 14:38
+225 112

Лето закончилось

Здравствуйте!
Давно не писал здесь. Что называется, не брал в руки дневник. Не хотел. Не хотел определяться с темой высказывания, не хотел комментировать происходящее, никому не хотел ничего сообщать о себе. Хотел побездельничать в полном смысле этого слова. А сегодня 30-е августа, и даже если бы я хотел ещё побездельничать, то это просто невозможно. Никто не может мне этого позволить, и прежде всего я сам.

Лето закончилось. Какой кошмар!!!

Сегодня постригся. Стригся вместе с сыном. Он сидел на соседнем кресле и молча наблюдал в зеркале то, как из летнего, весёлого, загорелого, похудевшего и избегавшегося, а главное, обросшего бездельника превращается в аккуратно стриженного второклассника и ученика музыкальной школы. Печально он смотрел на своё меняющееся отражение. С него обстригали лето и как с Самсона его волшебная сила, вместе с беззаботно отросшими за лето волосами падали на пол радость и полная безответственность ещё одних безвозвратно ушедших каникул.

Сидя рядом с сыном в парикмахерской я вдруг ощутил себя школьником. Почувствовал, что надвигающееся первое сентября касается и меня в полной мере. Вдруг я всецело осознал, что всё то, что намечал на лето, так сказать, по внеклассной работе, мною не сделано. Что всё то, что надо было выучить, не выучено, а то, что надо было прочитать, не прочитано. Когда же я буду всё это делать???! А делать-то придётся!!! Не хочу!

Мне стало жалко себя, сидящего в парикмахерском кресле. Жалко того себя, который, казалось, совсем недавно в начале июня покупал гамак, чтобы летними вечерами покачиваться в нём, а может быть даже, укрывшись от комаров, провести в нём пару особо тёплых, сухих ночей… Ни разу не понежился в этом гамаке. Всё казалось, что успею, что пока неохота, и что лето впереди ещё длинное. Жалко те несколько рубашек, которые я купил на лето, да так как-то и не удосужился надеть. Жалко маску для ныряния, которую купил в конце июня. Купил, потому что она была новая, красивая и такая, что если бы она у меня была в детстве, я был бы просто царь и бог среди всех пацанов. Съездила эта маска со мной к морю, но так и пролежала в чемодане… Как же стремительно всегда заканчивается лето! Как всё не приходит мудрость и умение прожить каждый день лета так, как мы их проживаем в последние его деньки, стараясь всё в себя впитать, насладиться и осознать суть уходящего.

Последние две недели провёл во Франции… Удивительное вышло лето. До середины июня были гастроли, потом Испания, потом экспедиция в Арктику, и потом небывало жаркий и знойный юг Франции. И всё равно оно было очень коротким. Лето длинным не бывает!!! Я имею в виду — лето не бывает длинным для русского человека, и живущего в России. Особенно оно не бывает длинным для тех, кто трудится и имеет детей.

Несколько дней перед возвращением домой уже просто изнывал. Мучился!!! от чего же я так мучился среди красоты, роскоши и неги? А мучился я от утомления бездельем. Точнее, мучился усталостью от праздности. Праздность — всё-таки ужасно притягательна и так же безобразна до тех пор, пока не погрязнешь в ней и не привыкнешь к её сладкому обволакивающему яду.

Всё-таки удивительно, почему для китайца везде Китай и он хоть в Хабаровске, хоть в Нью-Йорке всегда сделает себе маленький Чайна таун. Для индуса — везде Индия. Американец везде себя чувствует хозяином и везде для него есть что-то американское, как минимум Кока-кола. Бельгийцы или голландцы, работающие в международных корпорациях по всему миру, или путешествующие, кажется, везде чувствуют себя как дома… Почему же для русского человека всё, что за границей — это чужбина?! И слово-то какое точное — чужбина!

А такая прелестная чужбина, как юг Франции, только и располагает, что к праздности. Наши соотечественники добились в праздности, если её всё-таки считать некой формой человеческой деятельности, невероятных результатов и успехов. Они бьют все рекорды и устанавливают невероятно высокие планки и уровни этой праздности.

Они оформили эту праздность на французской ривьере в виде прекрасных и огромных домов, в виде фантастической красоты садов, в виде целой флотилии, и я бы даже сказал, могучего флота, состоящего из огромных яхт, целой армии частных самолётов и вертолётов, а также бессчётного количества самых новых и мощных автомобилей. Вечеринки в клубах и самые лучшие рестораны Лазурного берега каждый вечер всё лето принимают огромное количество жён наших соотечественников, украшенных тысячами карат и тоннами жемчугов и драгоценных металлов. На их руках самые дорогие тикающие изделия швейцарских мастеров. В их самых дорогих сумочках банковские карточки с непостижимыми многозначными цифрами. Их лица малоподвижны от скуки и от воздействия пластической хирургии… Рядом с ними в соседних ресторанах, а может быть прямо за соседними столиками, обвешенные меньшими украшениями и ещё пока с весёлыми лицами сидят любовницы их мужей. Темы их разговоров при этом одинаковы, и все в разной степени несчастны от абсолютного неумения и незнания, что делать со всей этой жизнью. Единственное, что они умеют лучше всего — это лгать всем и каждому почти каждую секунду. Лгать каждым жестом, каждым словом, каждой интонацией.
А их мужья — это в основном люди, которые даже сами уже не совсем понимают, чем они занимаются. Они все занимаются решением только каких-то вопросов. И все эти вопросы связаны исключительно с тем, как сберечь и приумножить то, что есть. Никто из них уже давно не занимается тем трудом, который можно назвать профессией, делом, созиданием… Только постоянное решение каких-то вопросов, ложь и беспрерывная череда самооправданий.

И юг Франции — это лучшее место и лучшая декорация для того, чтобы чувствовать, что у праздности есть какой-то смысл. Но в этой праздности живут там только наши. Они не хотят и практически не могут соприкоснуться с подлинной французской жизнью. Они там всё равно, как в скафандре. В дорогом, роскошном и невероятно удобном, но скафандре. Они общаются только друг с другом, они относятся к французам с недоверием и презрением, а французы платят им той же монетой, не смотря на то, что получают огромные доходы и чаевые.
А наши коптят французское небо, тешат себя наивными иллюзиями, обучая своих детей во французских и швейцарских школах, с гордостью говоря, что у их малолетних инфантов уже свободный французский и английский, и полагают, что благодаря этому их детей ждёт другая, более счастливая, а главное, не изуродованная деньгами и праздностью жизнь.

Праздность сладостна. В этой праздности так и тянет купить себе велосипед, оснастить тренажёрный зад, взять инструктора по теннису и тренера по гольфу, непременно захочется на следующее лето купить себе коня, а лучше ещё и пони, чтобы и детей приобщить к конному спорту… А ещё акваланг, подводное ружьё, хороший катер, а лучше большую яхту… Потому что на яхте можно иметь все возможные виды водных развлечений. А также ещё летом забронировать себе места на лучших горнолыжных курортах.
Что же в таком случае делать весной и осенью? Ах да — велосипед и конный спорт! Праздность потрясающе разнообразна. И очень скоро выясняется, что для занятия самим собой в году очень мало дней, мир слишком мал, чтобы по нему бесконечно путешествовать, а люди слишком ничтожны, чтобы о них заботиться и вообще о них думать.

Послезавтра первое сентября. Какое счастье!!! Хватит праздности! Не умею я пока отдыхать. Как там говорил герой пьесы «Пять вечеров»:«…что-то разболтался я тут с вами…» Так думал и я, возвращаясь из Франции домой. А ещё я был очень благодарен судьбе, что мне удалось после потрясающей своими впечатлениями и трудностями арктической экспедиции съездить на Лазурный берег и сильнейшим образом соскучиться по работе, по коллегам, по друзьям и по Родине.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 31 авг 12, 13:11
+223 78

Перед премьерой

Здравствуйте!
Совсем не получается открывать этот дневник. Не получается, потому что не знаю, о чём можно и стоит написать. Главное событие, которым наполнена жизнь — это премьера. Она надвигается, и до неё осталась всего неделя. Семь дней — и нужно будет выйти на сцену… Не припомню, чтобы я так сильно волновался перед предыдущими. Точно так — никогда.



Когда двенадцать лет назад выступал на фестивалях и только иногда на большой сцене, было даже не волнение, а просто страх. Что это был за страх? Чего я боялся? Сейчас трудно понять. Я спрашивал себя тогда неоднократно: чего же я боюсь… Текст знаю, спектакль хорошо подготовлен, техническая сторона спектакля проста и безотказна…
Мне думается, что я боялся публики. Я боялся людей и их непредсказуемых проявлений. Я боялся утратить внимание зрителей и остаться неуслышанным. Боялся просто неадекватного поведения кого-нибудь из присутствующих.

За многие годы этот страх ушёл. Я хорошо знаю людей, которые приходят на мои спектакли и доверяю им. Я, конечно, не хочу никаких неожиданностей и приключений, но готов к самым разным неадекватным поступкам и проявлениям. Было много неприятнейших ситуаций, с которыми удавалось справиться и завершить спектакль только благодаря общей поддержке зрительного зала… Страх перед выходом на сцену давно преодолён и даже забыт. Но на его место пришло волнение. С ним я пока ничего поделать не могу. Оно очень мешает в работе над спектаклем. Волнение тормозит рабоче-мыслительный процесс и периодически лишает его радости. Волнение препятствует лёгкости подхода к рабочему столу и помогает лени иногда победить и придумать какие-нибудь причины поотлынивать от работы. Волнение всё время подвергает сомнениям целесообразность и смысл самого задуманного спектакля и его содержание.

В прошедший понедельник впервые видел декорацию будущего спектакля. Она очень красивая. Строгая, элегантная. И технически сложная. Когда она была установлена, я вышел на сцену и прекрасно зная, что всё происходит наяву, ощутил себя в страшном профессиональном артистическом сне. Этот сон у многих театральных актёров повторяется и является ночным кошмаром. В таком сне ты оказываешься на сцене и не понимаешь, что за спектакль ты должен исполнять, и не помнишь ни одного слова.

Как бы я хотел иметь доступ к некой кнопке или тумблеру, чтобы отключить к чёртовой матери волнение, как таковое. Однако, я отчётливо понимаю, что это самое волнение необходимо для чего-то. Вот только для чего? И зачем оно такое сильное?…

А в этот раз спектакль во многих смыслах необычный. В нём от прежних останется только то, что на сцене будет тот же исполнитель, что и всегда, и он будет один, как и раньше.

Будущий спектакль я называю: спектакль — сообщение. В нём совсем не будет ярких визуальных сцен, какие есть в «+1» или тщательно воспроизведённых и детально описанных жизненных ситуаций, каких много в «Как я съел собаку» или «ОдноврЕмЕнно»… В нём будет практически простое перечисление того, что уходит, исчезает из нашей повседневной жизни навсегда. Или это будет напоминание о том, что уже исчезло, но мы этого даже и не заметили, не обратили внимания, не почувствовали, не осознали.

Не думаю, что новый спектакль даст возможность пришедшим посмеяться… Хотя, помню своё удивление во время первого исполнения спектакля «Дредноуты». Как я был удивлён, когда услышал в зале смех, а потом ещё и ещё… Чтобы я ни предполагал сейчас, как бы я не представлял себе зрительскую реакцию и атмосферу в зале, только на самом спектакле, только через неделю станет известно что же у меня в конце концов получилось. Полтора года работы выльются в два часа некого театрального действа, в котором действия почти не будет, а будет некое движение смыслов и то, на что я больше всего рассчитываю, надеюсь и чего жду — это движение души каждого зрителя, как реакции на сказанное со сцены.

Полтора года я жил замыслом этого спектакля. Работал, писал, уточнял, оттачивал детали… От накопленного к этому спектаклю материала в сам текст монолога вошла едва десятая его часть. Мне сейчас спектакль кажется таким крошечным, таким наивным… Но это почти всегда происходит с тем, что называется — почти готовое произведение.

Последние недели я ничего вокруг себя не вижу, а если вижу, то не особенно понимаю. Для меня не происходит никаких новостей. И не должно происходить. Я не могу сейчас ни на что отвлекаться. А то отвлекусь и узнаю, что там-то и тогда-то произошло какое-нибудь страшное злодеяние или случился межгосударственный конфликт, или стряслась техногенная катастрофа, или где-то открылся, прошёл и уже подвёл итоги большой кинофестиваль… Узнаю это и подумаю: какой же я тут ерундой занимаюсь!!! Над чем я тут ковыряюсь? «Прощание с бумагой» — кому это надо?
Нельзя, чтобы работа, которую нужно завершить вдруг показалась мелочью и чепухой. Даже если на поверку это так и будет, то в процессе завершения работы нужно гнать сомнения. Всё будет ясно после премьеры. То есть, через неделю.

А пока я не могу отвлекаться даже на этот дневник. Как только пройдёт премьера, и придёт хоть какое-то понимание её результатов, я тут же вернусь к этим страницам и к вам. А ещё я вернусь к более-менее нормальной человеческой жизни.
Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 20 сен 12, 14:24
+220 89

Первое сентября

Здравствуйте!


Первое сентября! Дети сходили в школу, у них была только торжественная линейка, но ясно что вся тяжесть грядущего учебного года на них уже обрушилась. Для старшей начался последний школьный учебный год. Впереди жуть ЕГЭ. А я понимаю, что для меня эта жуть гораздо более страшная чем для неё. Я как подумаю об этом, так где-то под ложечкой похолодеет и хочется поскорее отогнать мысль об этом кошмаре, но мысль надолго и далеко отогнать не удаётся. И следующее лето, которое неизбежно начинаешь ждать прямо с первого сентября, теперь ожидается иначе. В этом лете нет пока и не может быть никаких курортных планов, а только планы связанные с поступлением старшей моей дочери в какое-то учбеное заведение. Московское учебное заведение… Со всеми вытекающими мелкими и большими проблемами, со страхами и волнениями. А ещё я не могу себе представить что она покинет наш дом и комната её опустеет. Конечно эта комната останется её комнатой, она конечно же будет приезжать на каникулы и не только. Но всё это уже будет по другому, не так… И навсегда.

Летом, в июне ехал по городу и вдруг увидел большую рекламу, точнее прочитал надпись большими буквами: ЛЕТО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. Я аж вздрогнул. Не сразу сообразил с какой целью это написано. Только потом понял что это реклама магазина где продаются всевозможные школьные принадлежности. Потом долго про себя костерил и ругал тех людей, которые придумали и расклеили по всему городу эту рекламу. Понятное дело, что лето начинает заканичваться прямо с первого июня,но зачем же об этом так жестоко напоминать. Оно и без ваших напоминаний закончится!

А вот уже и закончилось. Сегодня закончилось.

Оно и для меня закончилось тем что дети пошли в школу, тем что прохладно и пришлось надеть лёгкую куртку. Пусть лёгкую, но куртку. И тем что уже висят в Москве афиши моей грядущей премьеры. На афише написано: ПРЕМЬЕРА! 28, 29, 30 сентября в 21 час. И билеты уже продаются. И многие билеты уже куплены. То есть эта контрольная работа уже назначена и с неё сбежать нельзя. И симулировать насморк или температуру тоже не прокатит. А значит, надо к ней изо всех сил готовится. При этом кажется что ещё вообще ничего не готово. Ощущения точно такие же как перед надвигающимся годовым диктантом или сочинением.

И всё равно поздравляю всех для кого первое сентября важный и существенный день, кто не смотря на ещё хорошую погоду в тёплых и курортных местах, не смотря на то, что там начнётся тёплый и чудесный бархатный сезон всё же вынужден был вернуться в свои города, чтобы отвести своих чад в школу или торжественно отправить их на первый их учебный день уже в качестве студентов. А также поздравляю тех, кому первого сентября нужно встретить своих учеников или взойти на кафедру перед студентами. Всё-таки прекрасное это дело — иметь детей которые ходят в школу или иметь такую профессию, которая постоянно связана с детьми или ещё совсем молодыми людьми. Какой бы трудной и изнурительной не была бы эта работа.


Ваш Гришковец.

 

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 2 сен 12, 12:18
+213 67

21 октября

Здравствуйте!
К сожалению, во время уральских гастролей, сообщать о том что со мной происходит у меня не получалось. Все мысли и все усилия были направлены на то, чтобы сыграть новый спектакль. Без всякой ложной скромности скажу, что во всех трёх городах премьера прошла прекрасно. Как же меня радует реакция людей на некоторые фрагменты и детали этого спектакля. Я же говорю со сцены о том, что очень люблю, но мне кажется это настолько моим, настолько несущественным для кого-то другого и вдруг выясняется, что я был неправ, что я ошибся. Ведь мои мелочи оказываются дороги многим и любимы многими. Радостная ошибка.

Вчера выступил с группой «Брэйнсторм». Исполнили На заре, получил огромное удовольствие от большого зала и большой публики. Соскучился по музыкальным выступлениям, которых в ближайшее время не предвидится. Да и с коллегами, друзьями было важно повстречаться. С коллегами для которых творчество является всё-таки важнейшей жизненной задачей. Господи, как это редко сейчас! Почти уникально.

Видел видеоверсию нашего последнего концерта с «Бигуди». Работа ещё не закончена, остались детали. Но получается очень круто. По-другому не могу сказать. Не припомню, чтобы видел видеозаписи концертов отечественных групп подобного качества. Обычно у нас к этому относятся весьма и весьма поверхностно, по этому поводу «не заморачиваются» и не затрачиваются. Надеюсь, что в ноябре это уже можно будет увидеть всем кто этого ждёт и всем желающим.

Из Тбилиси пришла черновая версия одной из песен, которую мы записали с группой «Мгзавреби». Завтра они пообещали прислать уже чистовой вариант. Если так и случится, то в среду песня будет представлена слушателям одновременно в Грузии и в России. Мне очень нравится то что получилось и я с нетерпением жду возможности показать песню всем-всем-всем.
На этом заканчиваю, скоро спектакль в Москве. Сегодня исполняю Одновременно. Давно не играл. Опять кажется, что всё позабывал. Волнуюсь.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 22 окт 12, 14:08
+170 30

2 ноября.

Здравствуйте!
Прилетел сегодня утром из Самары в Москву. Вокруг аэропорта и вдоль дороги много подтаявшего снега, а в Самаре сыро, слякотно и всё как бы находится в ожидании первого снегопада. Волга тёмная, тягучая, холодная и так странно и неуместно выглядел сегодня утром на ней белый пассажирский теплоход, который всё же ассоциируется только с летом и теплом.

Летел в Самару из Калиниграда через Москву. Три дня назад. Час сорок до Москвы и полтора часа до Самары. Между рейсами было два с половиной часа. Всё это время почти без перерывов слушал «ДДТ». Давненько такого со мной не случалось. И Шевчука я давно не слушал, да и такого глубокого музыкального погружения давно не было. Прослушал некоторые песни по нескольку раз. Начал с самых ранних, тех самых из незапамятных времён. Все они давно знакомы, а некоторые сами собой заучились наизусть. Но прослушал я их в этот раз не как в первые, но уж точно с какой-то другой стороны.

Впервые «ДДТ» я услышал на службе. В начале 1987 года. К нам попал служить парень из Ленинграда и у него с собой была кассета любимой музыки. Мы к тому моменту уже прослужили по два года и музыкальных новинок не знали. С той кассеты я услышал впервые голос Жанны Агузаровой и группу «ДДТ». Тот парень тогда сказал что «ДДТ» расшифровывается как Дуст Для Тараканов. На кассете была только одна песня ДДТ — «Мальчики мажоры». Не могу сказать что мне она понравилась. Всё-таки до службы я слушал «Аквариум» и для меня «ДДТ» были простоваты, прямолинейны и грубы. Но голос и интонацию я запомнил сразу. В голосе и интонации было что-то врезающееся в память раз и навсегда.

Потом, уже после службы летом 1988 года я приехал в Ленинград. Я приехал в этот город для того чтобы увидеть насколько изменилась страна и жизнь за то время пока меня в жизни этой страны не было. В Кемерово разглядеть эти изменения было сложно.
В Ленинграде во всех кинотеатрах шла «Асса», весь город был заклеен листками афиш самых разнобразных концертов, спектаклей, выставок и чёрти чего ещё. Приехав я тут же с кем-то познакомился, меня потащили на концерт какого-то Шевчука в какой-то ДК. Билеты были совсем дешёвые и народу было страшно много. На сцене стояло два стула и три микрофона. Я подумал что зря я сюда пришёл… А потом зал не заревел, зал просто заорал от восторга, потому что на сцену вышел сутулый человек в чёрной застиранной майке, джинсах и с короткой бородой на лице. А ещё на его лице были большие и толстые как пепельницы очки. С ним ещё вышел щупленький скрипач. Человек в очках без лишних разговоров сел на стул, взял гитару и сразу заиграл и запел. Я конечно же тот час узнал голос с той самой кассеты… Это был очень мощный концерт, возможно один из мощнейших, которые я когда либо посещал. Все песни совпадали со мной и с моим ощущением страны, времени, жизни. Это было самое сильное событие того лета и, наверное, даже целого года моей жизни после службы.

Я прослушал, пока добирался из Калининграда в Самару, и те песни которые тогда звучали на концерте, но в исполнении всей группы «ДДТ» и те, которые были написаны после. Можно сказать посмотрел слайды за четверть века жизни. Моей жизни и жизни страны. Все этапы этой жизни зафиксированы в этих песнях. В них и то наивное и пьянящее чувство свободы конца восьмидесятых, и надрыв девяностых, и усталость и гнев нулевых. Все три потрясающих песни про осень, «Предчувствие гражданской войны», «Рождённый в СССР» и очень и очень нелюбимые мною песни «Родина» и «Это твоя Родина, сынок».

ДДТ никогда не были группой которая входила в число моих любимых, но конечно же я все эти песни слышал и не мог не услышать живя там где жил и живу.

Я слушал и слушал. Летел — слушал, сидел, ждал самолёта — слушал… Я поймал себя на том, что не могу остановиться. Не могу остановиться потому что мне необходимы эти песни и именно сейчас. Я испытывал большую и глубокую радость от того что я их слушаю так как прежде не слышал. Я вдруг понял, что мне жизненно необходимо убедиться в том, что все эти годы, все эти прошедшие четверть века было и есть что-то настоящее. Подлинное. Не суетное. Не переродившееся и не предавшее какого-то важного своего предназначения и пути. А ещё мне важно, что есть такой поэт и музыкант, который по настоящему и чрезвычайно сильно пережил и переживает то, о чём пел и поёт. И даже если мне не нравятся какие-то его строки, образы и даже художественный взгляд… И даже если этот взгляд не совпадает с моим… в чём-то не совпадает почти категорически, мне всё же, чёрт возьми, невероятно важно, что Шевчук всегда высказывался в своих песнях серьёзно. Серьёзно!!! Не отделяя себя от того о чём поёт, не наблюдая за тем о чём поёт с ухмылочкой со стороны, сверху или сбоку.
Слушая его песни я понял что мне просто осточертели беспрерывные ухмылки, ёрничание и веселье тех, кто последние годы пытается в художественном виде высказаться о происходящем. Я устал от самодовольных рож тех, кто демонстрирует своё глубокое понимание того как и чем живёт родина. Они демонстрируют своё это понимание в виде отвратительных по сути литаратурных текстов, поэтических виршей, так называемых спектаклей, мрачного и бесчеловечного кино. Они демонстрируют только себя и то что они выше происходящего. И при этом страшно радуются. Радуются конечно своей прозорливости, уму и личной своей крутизне. А худшие из них ещё и демонстрируют презрение и безразличие сытое и самодовольное. Никаким образом иначе как полным безразличием и самодовльством я не могу назвать «творчество» Шнура. Его я сразу вспомнил, слушая Шевчука, как самый яркий пример перерождения, продажности при полном отсутствии хоть какой-то ответственности художника-автора за им творимое. А какая была заявка-то изначально!

Я прослушал много песен по дороге в Самару и всё время чувствовал большую благодарность и какую-то поддержку, слышал убеждённость твёрдость и подлинное сопереживание всему тому, о чём пел и поёт Шевчук раньше и сейчас. И это мне было необходимо именно теперь, когда той самой убеждённости и переживаний… настоящих переживаний за жизнь Родины, за жизнь своих соотечественников и современников, за своё собственное дело… почти не видно и не слышно.
Хорошее получилось путешествие во времени и пространстве.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 3 ноя 12, 14:53
+160 30

30 декабря

Здравствуйте!
У меня есть хороший приятель, который занимается продажей шампанского. Он продаёт разное шампанское: самое дорогое и не очень. А также продаёт игристые вина из Испании, Италии — то есть, всё то, что мы по-привычке называем общим словом — шампанское… Он мне рассказал удивительную штуку. Он рассказал, что продажа шампанского сильнейшим образом связана и зависит от событий, которые происходят в стране. Бывают праздники, на которые шампанского покупается и выпивается сверх всяких прогнозов. А бывают всплески покупки шампанского без всяких праздников. Случается же и совершенно обратное. Новый год — это конечно же самый шампанско-ёмкий праздник. Однако, год году рознь. Случается, что на складах, которые буквально год назад опустели задолго до Нового года, и шампанского всем желающим не хватило… а нанче те же самые склады переполнены, но новогоднего спроса на излюбленный напиток не произошло.

Мой друг объяснил мне, что шампанское теснейшим и сильнейшим образом связано с некими общими настроениями, царящими в стране, и всплески покупки шампанского всегда соответствуют радостным событиям. А если же случается беда, несчастье, некое всеобщее горе, то покупки шампанского падают и почти сходят на ноль. Причём, он объяснил мне, что экономический кризис не так сильно повлиял на снижение покупок именно шампанского. В кризис в хорошие, погожие дни во время удач наших спортсменов или просто в дни каких-то радостных событий шампанское пили почти как до кризиса. Но стоило случиться авиакатастрофе, теракту или какому-нибудь безобразию, которое воспринималась как большая социально-политическая несправедливость, как тут же продажи палади. Именно шампанского. Водку пьют и в горе и в радости. Причём, в горе даже сильнее…

Так вот, мой приятель сказал мне, что в прошлом году, после тех самых выборов, и нынче в нашей сегодняшней новогодней атмосфере… продажи шампанского такие низкие, каких не было много лет. Он сказал, что низкие продажи шампанского — это вернейший признак безрадостного состояния общества.

Уходит 2012 год… Последние дни стараюсь многим заранее позвонить и заранее без суеты поздравить. Подводим итоги, говорим, что год был неплохой, что многое удалось сделать. У большинства приятелей есть и результаты, и достижения, у кого-то успехи. Говорим, что год был неплохой, и тут же хочется приостановиться и сделать оговорку. И оговорку эту я сформулировал бы так: дела вроде бы неплохи, контекст ужасен.

Контекст таков, что трудно радоваться собственным достижениям и результатам. Наши маленькие достижения и результаты очень быстро проскользнут сквозь сито, и останутся на поверхности 2012 года танцы в храме и судилище… Даже не хочу перечислять, что останется. Всё это сводится к сплошной череде мелких и больших разочарований, в то время, когда и разочаровываться-то в обещем-то не в чем.

2012 год останется ещё в истории корейским супершлягером Ганман стайл. Практически главное мировое культурное событие!!! Весёлая глупость. Глупость, которую посмотрели и послушали больше миллиарда раз. Но это — глупость, и она может быть весёлой. Но то, что происходит у нас, глупостью назвать нельзя. У нас — безумие. Без-умие! Безумие весёлым быть не может.

Я впервые ощущаю строчку Мандельштама: «Мы живём под собою не чуя страны» — применимой к себе, к своей жизни, и к Родине. Не в том значении, в каком эта строка была написана поэтом когда-то в 1933 году. Сейчас у этой строки совсем другой для меня смысл.

«Мы живём под собою не чуя страны», как я это ощущаю сейчас… Когда я включаю телевизор или беру в руки газеты, я понимаю, что руководство страны и её парламент никаким образом не соотносятся с моим представлением о государственном устройстве, государстве, современном гражданском обществе, законности, справедливости и прочем. Всё, что делает руководство и парламент моего мнения не отражает. А совсем наоборот. Всё, что они делают категорически не совпадает с моими представлениями и желаниями. И у меня нет друзей и приятелей, чьи интересы выражало бы наше руководство и парламент. У меня есть знакомые, которые в этом парламенте работают и которые проголосовали за то самое… После чего я не знаю, как с ними общаться…

По телевизору и в кинотеатрах идут фильмы, снятые к Новому году. Я не понимаю, для кого они сняты. Кто это будет смотреть, и кому это может понравиться.

По всем каналам идут концерты, и по радиостанциям звучат песни. Эти песни исполняют мои соотечественники. Я не могу это слышать. Под эти песни во всех заведениях общепита и увеселения последние десять дней идёт безумный разгул и какое-то отчаянное веселье. Я не умею так веселиться, мне от этого не весело, и я не понимаю такого способа празднования.

В книжных магазинах я вижу книги наших современных авторов, которые назначены бестселлерами, которые входили в шорт листы или даже выигрывали литературные премии, которые рекомендованы целым рядом критиков. Я заглядываю в эти книги, и я не знаю такого русского языка, таких людей, которые фигурируют в этих книгах, как персонажи и герои… Я в конце концов не узнаю в этих книгах мою страну.

Всё, что я перечислил, не имеет ко мне и к моей жизни никакого отношения. Я этого не понимаю, и я отказываюсь это понимать…

Практически единственное, что даёт силы и надежду — это спектакли, театр, зрители. Почти ежевечерняя встреча с большим количеством людей, которые приходят ко мне в театр… Эти встречи дают возможность успокоиться и поверить, что всё не зря, и что есть надежда. Только встречи с людьми!!!

И это всегда встречи с теми людьми, которые точно также как и я не понимают не принимают того же самого.

Не представляю себе, как бы ощущал происходящее в стране, если бы ежевечерне не встречался с соотечественниками и современниками. И не просто так встречался, а на территории культуры и искусства.

Лица!!! Хорошие лица! Ничто так не поддерживает и не убеждает в том, что жизнь… Жизнь достойная, возможна и необходима.

Вот поэтому я жду не дождусь как первого января сяду за рабочий стол и начну писать новую книгу. Она уже частично продумана. Есть даже наброски. Но надо садиться и писать. Как я люблю это посленовогоднее зимнее затишье и свой рабочий стол…

Но пока 2012 год не закончился. И сейчас все нормальные люди, то есть, те, у кого есть друзья, родители, дети, родственники, коллеги… То есть те, у кого много родных и близких людей (именно таких людей я называю нормальными). Так вот, все ткие люди сейчас в суете, беготне, в попытках всё успеть и ничего не забыть… Всем желаю несмотря на то, что всего успеть невозможно и кто-нибудь будет непременно забыт… Всё равно желаю, чтобы праздник получился!

А ещё я очень желаю… Наступает же 2013 год. Нам целый год придётся часто писать цифру 13. Кого-то страшит эта цифра, кого-то радует. Радует прежде всего тех, у кого с этой цифрой связано что-то приятное. Например, день рождения, в любом месяце…

Так я желаю, чтобы в 2013 году у вас случилось такое, чтобы этот год зафиксировался не только в памяти, но и в каких-либо документах, как что-то приятное. Чтобы у кого-то родился долгожданный первенец или ещё один ребёнок. Чтобы кто-то куда-то поступил, куда хочет или наоборот, наконец-то закончил своё высшее образование или с успехом среднее. Чтобы кто-то женился наконец-то (или вышел замуж). Желаю, чтобы кто-то наконец-то отдал кредит. Чтобы кто-то наконец-то въехал в долгожданную квартиру. Нашёл хорошую работу. Бросил старую и опостылевшую службу и увидел новые перспективы. Чтобы вам повысили зарплату или вы наконец смогли повысить зарплату своим сотрудникам. Чтобы кто-то наконец-то выздоровел, или хотя бы улучшил здоровье… Желаю, самых простых, но долгожданных радостных событий. И пусть они совпадут с цифрой 13. Тогда и отношение к этой цифре изменится.

Желаю, чтобы были поводы и возможности покупать и выпивать шампанское. То есть, желаю не только наших маленьких и частных радостей, но и чтобы наша бедная Родина хоть иногда была едина в радостном ощущении жизни.

С Новым годом!

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 30 дек 12, 21:44
+145 38

22 октября

Здравствуйте!
Сегодня меня разбудили известиями о том, что либеральная интеллигенция возмущена моим высказыванием об оппозиции для новостей Первого канала. Я страшно удивился, поскольку никаких высказываний для Первого канала по поводу оппозиции не делал. Мало того, я не собирался делать таких заявлений. Я не понимал откуда и что взялось. Не понимал пока не посмотрел в интернете тот самый выпуск новостей Первого канала…

Да, в новостях это выглядит именно так, что я дал интервью Первому каналу. То есть налицо моё высказывание для Первого канала, которого я не делал. Таковы методы идеологической войны в нашей стране. Что же было на самом деле.

16 октября в городе Екатеринбурге в совершенно светской обстановке я дал интервью для екатеринбургского интернет-портала. Вопросы к этому интервью были заранее согласованы. В основном весь разговор шёл о состоянии культуры и как я его вижу, о предстоящем показе премьерного спектакля «Прощание с бумагой» в Екатеринбурге. Но также журналистка упорно подводила меня к более злободневным и интересующим именно её вопросам. Зашёл разговор и об оппозиции. Именно из этого разговора и были выдернуты несколько фраз, которые Первый канал использовал в своей программе не указав ни даты интервью ни кому оно было дано. Я понимаю, что в идеологической войне все средства хороши и предлагаю посмотреть тот материал из которого собственно и выдернули использованные фразы. Подчёркиваю, интервью длилось более получаса но из него взяли только то, что вы увидите, а разговоры о театре, о культуре не интересуют журналистов вовсе. Это мне ещё один хороший урок.

То, что вы только что посмотрели и услышали это вполне сознательные слова. За них я несу ответсвенность, поскольку говорил их в здравом уме и твёрдой памяти. Вот только говорил я их региональному интернет-ресурсу и до выборов в Координационный совет. Если бы подобный вопрос мне задали от главного канала страны, я, понимая в чьих руках находится этот самый Первый канал и каким образом могут быть использованы мои слова, ни за что бы не стал бы так высказываться, прекрасно понимая, что это будет использовано в той самой идеологической войне в которой я не участвую. У меня есть моё частное мнение о происходящем, но частное мнение и программное выступление для главных новостей страны это разные вещи.

Мне искренне жаль, что моё высказывание было использовано одной из сторон идеологического противостояния, причём стороной могущественной и всесильной, и использовано оно было грубо выдернутое из контекста. Мне жаль, что таким образом использовали и меня. К сожалению, у меня есть только вот такой способ прокомментировать случившееся.

Ваш Гришковец

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 23 окт 12, 20:35
+135 54

Русская Арктика. Фотографии.


3
авг 
2012

Баренцево море. Шторм.

 

Михаил. Тот самый, который 20 лет проработал на острове Врангеля.

Новая Земля. Русская Гавань. Этот трактор так стоит лет тридцать.

Я на Новой Земле.

Лёжка моржей на одном из Больших Оранских островов.

Вот такие тени в высоких широтах. Метров пятнадцать минимум. А вдалеке наше судно.

Проблесковый маяк на мысе Желания. Построен в 1934 году. До сих пор стоит.

Сам мыс Желания. С одной стороны — Баренцево море, с другой — Карское. Погода резко меняется.

Станция на острове Хейса. Самое северное почтовое отделение России. Земля Франца Иосифа.

ЗФИ. Скала и птичий базар на острове Чампа.

Общение со сферолитом на острове Чампа. Сферолит молчал.

Те же сферолиты только в профиль.

«Профессор Молчанов» и ледокол «Капитан Драницын» у острова Чампа.

Мхи прекрасны!

У меня за спиной очень быстро налетевший туман. Ветер сильнейший.

Сергей, наш доктор-спасатель, который чуть не спас тюленя.

Строение в лагере Папанина бухты Тихая.

Вид с борта на станцию в бухте Тихая.

Фёдор. Это он в архивах изучил Землю Франца Иосифа. Перед первой высадкой на столь любимый им архипелаг.У него за спиной ледниковый купол под названием «Купол Чурлёниса».

Скала «Рубини-рок».

Та же скала, только ближе.Хорошо видны, так называемые, базальтовые трубы.

Автограф Папанина.

Мария или Белая чайка.

Умка-подросток. Его я фотографировал много, но это фото мне нравится больше всего.

Высаживаем наших учёных на Земле Александры. Нас покинула Белая чайка.

Льды остаются позади. Ложимся на обратный курс.

Первое публичное прочтение текста «Прощание с бумагой». Салон «Профессора Молчанова».

Виктор Боярский. Замечательный полярник и очень симпатичный человек.

Боярский и я на фоне карты с маршрутом нашей экспедиции.

Наши больные Арктикой повара — Сергей и Рома.

День ВМФ. Последний день экспедиции.

Нас встретил лоцман — это значит, что мы практически дома.

Подходим к Архангельску. Всё.

Оригинал поста


Евгений Гришковец 3 авг 12, 21:08
+129 30
Темы с 1 по 10 | всего: 183
Последние статьи
12 января
Евгений Гришковец 13 янв 16, 20:28
+20 6
23 декабря
Евгений Гришковец 25 дек 15, 15:14
+10 4
17 декабря
Евгений Гришковец 18 дек 15, 14:16
+9 1
8 декабря
Евгений Гришковец 8 дек 15, 14:29
+9 1
«Я местный»
Евгений Гришковец 7 дек 15, 14:09
+14 0
1 декабря
Евгений Гришковец 4 дек 15, 15:00
+12 7
29 ноября
Евгений Гришковец 30 ноя 15, 17:39
+11 4
20 ноября
Евгений Гришковец 23 ноя 15, 14:48
+20 6
17 ноября
Евгений Гришковец 17 ноя 15, 18:47
+8 3
14 ноября
Евгений Гришковец 16 ноя 15, 14:42
+8 3

Поиск по блогу

Читать

Последние комментарии

Alexx Alexx
читал видел слушал наслаждался-----но ведь все проходит---это первое---а второе---ты сам учил---все…
Alexx Alexx 12 января
Галина Смиренская
Марина Илясова (Долгушина)
Спасибо.
Марина Илясова (Долгушин… 12 января
Alexandr Safonoff
...умер Максим,ну и ....Бог с ним...))
Alexandr Safonoff 12 января
Alexandr Safonoff
...умер Максим,ну и ....Бог с ним...))
Alexandr Safonoff 12 января
Игорь Гейко
Марина Илясова (Долгушина)
Марина Илясова (Долгушина)
Игорь Гейко
Марина
Да, про "фашиста" читала. Даже в голову не пришло усомниться в каких-то примитивных, или , как сей …
Марина 23 декабря