Евгений Гришковец предлагает Вам запомнить сайт «Евгений Гришковец»
Вы хотите запомнить сайт «Евгений Гришковец»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Движение - это жизнь!

Основная статья: Рига

23 декабря

Здравствуйте!

Вчера вернулся из Риги, где играл спектакль и встречался с читателями в книжном магазине. Читателей было много, беседа с пришедшими получилась хорошая, содержательная и доверительная…

Сегодня же прочитал про себя обвинения в фашизме по результатам этой встречи. Дожил.
На встрече были среди читателей и журналисты, которые, вполне понятно, книжек моих не читали, на спектакли не ходили, а на встречу пришли со своими собственными целями. Избольшой беседы они выдернули нужные им слова, в результате чего меня и окрестили фашистом.

БОльшую часть или, скажем, основную канву встречи, моих ответов на вопросы читателей можно увидеть в следующем материале. Правда, материал озаглавлен вполне в духе журналистов, но если вам действительно интересно, что и как я говорил, если вам недостаточно вульгарного и поверхностного, а главное — недоброжелательного взгляда, то прочитайте этот материал.

А перед поездкой в Ригу у меня ещё был спектакль в Таллине, на который пришло больше тысячи двухсот человек, то есть существенно больше, чем в прошлом году.

Играл я в обеих столицах «Прощание с бумагой», спектакль, который даже оголтелый и полностью политизированный безумец не сможет обвинить в идеологизированности или в ностальгии по Советскому Союзу. Те, кто его видел, мог в этом убедиться. Спектаклю, к слову, больше четырёх лет.

В Риге встречался с двумя своими давними и близкими друзьями, знаменитым режиссёром Алвисом Херманисом, руководителем Рижского Яунас театра и с лидером группы Брейнсторм Ренарсом Кауперсом. И с тем и другим мы не только дружили, но и работали вместе.

Алвис Херманис прославился в России не только и не столько теми спектаклями своего театра, которые неоднократно привозил на фестивали, но знаменитой и, конечно же, полюбившейся постановкой «Рассказы Шукшина» с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым, то есть тем спектаклем, которым начал свою жизнь возглавляемый Мироновым Театр Наций. Этот спектакль во многом создавался и репетировался на родине Шукшина. Потом на него невозможно было купить билеты в Москве, и Алвис со спектаклем объехал всю страну. Потом имя Алвиса прозвучало на всю Россию в связи с его отказом после крымских событий ставить оперу в Большом театре. А ещё потом, после того как власти Латвии отказали во въезде на фестиваль в Юрмалу Кобзону и нескольким исполнителям, российское руководство запретило въезд в Россию нескольким латышским деятелям культуры, в том числе и Херманису.

Глупость несусветная! Алвис сделал «Рассказы Шукшина». Алвис делал спектакль с Михаилом Барышниковым по стихам Бродского, разумеется, на русском языке. Он вообще важен и нужен русской культуре, боюсь, что больше, чем нужна она ему. Он в высшей степени востребованный в Европе режиссёр. У него помимо своего театра в Риге масса постановок, в том числе, и опер по всей Европе. Он по-настоящему знаменитый режиссёр.

Мы давно с ним не виделись, накануне своего спектакля по приезду в Ригу я ему позвонил, он очень обрадовался. Мы встретились и проговорили почти три часа.

Он много расспрашивал о последних новостях в театральном мире, о знакомых, о премьерах… Оказалось, что я не так, как он информирован, он следит и интересуется происходящим в нашем театре даже внимательней, чем я. Он любит тех, с кем работал, и своих-наших зрителей. Он знает Россию.

Разумеется, он переживает по поводу своей невозможности приезжать к нам и работать. Старается относится к этому с иронией, без обиды. У него есть своё понимание происходящего. Он, конечно, сделал ряд высказываний по поводу политики России и российского руководства, но это высказался художник, который делал и намерен был делать хорошее в России с русскими артистами и для российской публики. Он имеет право на любое мнение и любое высказывание. Он серьёзный и большой художник…

Мы говорили очень открыто, ни секунды ни о чём не спорили, и у нас осталось прекрасное впечатление от этой встречи. На спектакль ко мне он пришёл с женой и с моим любимым актёром Андрисом Кейжем, с которым я ставил спектакль «по По» в своё время. Когда-то он блистательно исполнял на латышском языке «Дредноуты» в постановке Херманиса. И к слову, недавно он исполнил, опять же в постановке Алвиса, Остапа Бендера в спектакле «12 стульев». Думаю, что у него получился очаровательный Остап.

Ренарса Кауперса из «Брейнсторма» я нашёл не столько похудевшим, поскольку худеть ему просто некуда, а скорее, усталым и осунувшимся. Мы тоже много говорили, поняли, что нам нужно сделать какую-то новую песню, поскольку таковой давно не было, и даже пообещали друг другу подумать о том, как можно было бы записать песню в исполнении двух его сыновей-близнецов, которые уже сами по себе отличные музыканты, и моей дочери, которая здорово поёт, а они ровесники.

Ренарса и группу «Брейнсторм» крепко клюют и осуждают в Латвии за то, что они активно и много играют в России. А антироссийская риторика в Латвии очень мощная. Алвис Херманис же для латышей скорее, если не герой, то сильный гражданин с решением не ставить спектакль в Большом театре, да потом ещё и объявленный невъездным.

То, что в Латвии могут осуждать Ренарса, это удивительно. Он всегда был любимцем и гордостью. И это абсолютно справедливо и заслуженно!!! К тому же более светлого и по-настоящему добросердечного человека я никогда не встречал, разве что детей.

В беседе с ним и потом в интервью я сказал, чтобы он не переживал, у него и у Алвиса Херманиса совершенно разные основы работать или не работать в России. В Большой театр его фактически приглашали руководители самого главного государственного театра России, за работу ему должны были заплатить государственные деньги, а если он не согласен с политикой России, то его отказ от сотрудничества с госструктурами и от бюджетных денег — поступок понятный, объяснимый и в логике Алвиса честный.

Ренарса Кауперса и группу «Брейнсторм» любят люди. Отдельные люди. Любят самостоятельно. Любят от Калининграда до Владивостока. Он к ним приезжал во все возможные города и намерен ездить. Его поклонники ждут его лично. И лично платят за билет. За свои выступления он получает деньги конкретных людей, которые любят его песни и его самого. Поэтому он не может к ним не ехать.

Так что оба этих латыша, важные и нужные России, правы.

Когда я это сформулировал Ренарсу он очень обрадовался… Обрадовался совершенно искренне и по детски. Я увидел, что это его успокоило.

А вообще и в Эстонии, и в Латвии антироссийские настроения сильны. Очень! Если посмотреть из Риги или Таллина на Россию глазами латышских и эстонских СМИ и пропаганды, с которой, в основном, латыши и эстонцы согласны, то возникает удивительная картина нашей родины. К слову, так же её видят в Европе и ещё хуже — в Украине.

Мы видимся оттуда, как гигантская непостижимая территория, охватившая целый континент… И для них мы — это территория зла и мрака. На этой территории живёт сто сорок миллионов бессмысленных людей, за исключением немногих героев, которые позволяют себе под страхом жутких наказаний хоть как-то подавать свободный голос. Остальные же преданные Путину безумцы, обобранные властью, полуголодные рабы, для которых идеалы свободы попросту не существуют. Глупые, мрачные, бессмысленные, этакие орки из Мордора, которые являются орками по факту своего рождения. Этакие генетически бессмысленные существа, которые одобряют и полностью поддерживают страшную, бессмысленную и исключительно тёмную враждебную политику своего государства. Россия видится людям как Тёмная Сторона Силы, как Звезда Смерти. А Путин как Дарт Вейдер, но только без светлого юношеского прошлого.

В Прибалтике России боятся. Боятся военной агрессии, боятся крымской модели и всерьёз об этом говорят. То, что это глупо и ни на чём не основано, говорить бессмысленно. И я вижу, что им нравится боятся. Страх России очень многое упрощает. Непонятные и тревожные, а на самом деле губительные процессы, проходящие в самом Евросоюзе тут же становятся мелкими, а то и вовсе незаметными. Бояться страшную Россию просто и даже весело.

На самом деле, в этом прибалтийском страхе много лукавства… Они, конечно, боятся, но как-то не до конца. Очень глубоко и по-честному они ни в какую возможность военной агрессии со стороны России не верят. Если бы верили и боялись по-настоящему, то вели бы себя по-другому. Не тявкали бы на всех возможных саммитах. Не вели бы себя показно агрессивно и провокационно. Не вели бы себя так разнузданно. Выбирали бы выражения.

Когда по-настоящему и всерьёз боятся — ведут себя по-другому.

А на спектакле в Риге половина зрителей были латыши. Было много молодых, даже дети. И в книжный магазин пришли латыши, принесли переведённый на латышский язык роман «Рубашка»…

В Таллине разговаривал с местными русскими и услышал от них забавное и очень-очень наивное соображение. Они сказали мне, что многие их знакомые и они сами в Эстонии думают, что когда до Эстонии доберутся арабские мигранты, то эстонцы убедятся, что русские граждане и не-граждане Эстонии намного лучше прибывших и, наконец-то, отнесутся к ним с пониманием и теплотой…

И ещё одна иллюстрация напоследок… Алвис Херманис мне рассказал, что он прославился не только в России своими политическими высказываниями, но и в Германии. Недавно он отказался ставить спектакль, если я не ошибаюсь, в гамбургском театре, отказался по той причине, что пригласивший его театр занял очень активную позицию по приёму и приглашению беженцев. Театр занял обсолютно левую позицию и буквально распростёр объятья, предоставлял жильё и все возможные блага и вспомоществования прибывающим в Германию мигрантам из Африки и Ближнего Востока. Алвис не согласился с такой политикой театра, искренне полагая, что театр должен заниматься другими вещами, то есть театр должен репетировать, ставить спектакли и играть. Его решение дошло до прессы. Вся немецкая пресса назвала его фашистом, ксенофобом и чуть ли не Брейвиком. Такой вот непростой, но прямой и честный он человек.

Короче, каша там в мозгах, как и везде в мире, как и у нас. Только каша своя. Маленькая. Прибалтийская.

Улетал из Риги с самыми тёплыми впечатлениями от сыгранных спектаклей и от встречи с моими давними настоящими коллегами и друзьями. Прилетел в Москву и уже здесь прочитал, что меня назвали фашистом. Назвали свои. Не чужие.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 25 дек 15, 15:14
+10 4

27 сентября

Здравствуйте!

Вчера утром рано улетел в Ригу, провёл там целый день, посмотрел спектакль «Сатисфакция», успел по его окончании чокнуться, произнести и выпить несколько тостов с актёрами, режиссёром, переводчиком и администраторами, сделавшими эту работу и чуть за полночь приземлился в Калининграде. Когда проходил паспортный контроль в Риге, пограничник спросил меня, где я буду останавливаться на ночь. Я же сказал, что я вечером улечу. Тогда он спросил, с какой целью я прибыл, я же ответил: «Прилетел сходить в театр — и сразу обратно». Пограничник сделал что-то уважительное на лице.

Вчера был ужасно долгий день. Долгий, утомительный, но в целом приятный. Хороший. Два хоть и коротких, по 40 минут, но всё же перелёта с прохождением паспортных контролей, регистраций, досмотров и прочего. В Риге погода менялась часто и как-то радикально. Утром было ужасно холодно, дул пронизывающий, какой-то стеклянный ветер, и шёл косой, ещё более стеклянный дождь. Потом резко прояснилось. Вся Рига заблестела, засверкала, но теплее от этого не стало. Потом был крупный град, дождь, снова ветер…

Во всех помещениях, в которых мне довелось вчера побывать, было зябко и как-то так, когда кажется, что пальцы замёрзших рук совсем тонкие и бессильные. Так случается, когда замерзаешь, а точнее остываешь, медленно и постепенно. В Риге со мной часто такое бывает. Какой-то такой город.

Вчера было время прогуляться, и небольшую прогулку удалось совершить. Я прошёлся по знакомым, где-то абсолютно обновлённым, а где-то обветшавшим улицам. Людей вчера по причине четверга и плохой погоды я почти не видел.

Прогулялся и снова остро увидел, насколько же красива Рига, как ей идёт осенняя переменчивая погода, как идеально в ней сочетаются сложносочинённые прелести модерна со средневековой простотой. Местами Рига просто ослепительно красива. И также холодна.

Дал два интервью пишущим о театре и кино журналистам. Из этих разговоров понял, что мои работы в Рижском молодёжном театре и постановки моих пьес Алвисом Херманисом до сих пор не забыты, но оба журналиста ошиблись, сказав, что это было 15 лет назад. А это всё-таки было 12 лет назад. То есть, тем, кто живёт в Риге и связан с театром кажется, что мои частые появления и активная работа в Риге были очень давно, давнее, чем на самом деле. Перерыв моего творческого взаимодействия с рижским театральным контекстом сильно затянулся. Я с большим волнением весь день ждал спектакля.

А ещё из разговора с журналистами я понял, что они хорошо приняли спектакль, и что они рады за режиссёра, для которого эта сложнейшая работа является дебютной в театральной карьере.

Режиссёр Davis Auskaps обратился ко мне с просьбой на разрешение перевода и постановки сценария «Сатисфакции» на латышском языке и в Риге ещё зимой. Я дал своё устное разрешение и про это забыл, абсолютно не веря, что этот замысел можно реализовать. К тому же, он сообщил мне, что хочет сделать Сатисфакцию как свою дипломную работу, так как заканчивает учёбу на театрального режиссёра, хотя ему уже 40 лет.

Надо сказать, что выглядит он едва на 30. То есть, очень молодо, я бы сказал, юно. Совершенно юные и азартные глаза. Прежде он занимался разными делами в том числе и бизнесом. Сам же он происходит из известной рижской театральной семьи, и для него это очень важное и волнительное дело — войти в профессию и не опозорить, не нанести удар по славной фамилии.

Я, правда, не верил в то, что дебютант, пусть даже из семьи с большими театральными традициями сможет осуществить столь сложную режиссёрскую задачу, поскольку она требует длительной и невероятно вдумчивой работы с актёрами. И в случае с материалом «Сатисфакции» актёры–дебютанты для неё не годятся даже по возрасту. Наоборот, нужны крепкие, опытные, сильные актёры, которых необходимо материалом увлечь, иначе они «сожрут» любого режиссёра, ни то что не имеющего опыта дебютанта. В общем, я волновался.

Спектакль был назначен на 18.30 на малой сцене в подвале Национального театра. Зал небольшой, вмещает 80 зрителей. Я уже отвык от такого театрального пространства. Оно для меня давно стало хоть и уютным, но тесным.

Публика на спектакль пришла, в основном, взрослая. Возраст пришедших был в среднем выше, чем средний возраст тех, кто ходит на мои спектакли в России. Говорили все между собой по-латышски. Только одна молодая семейная пара взяла у меня автограф, обратившись ко мне по-русски без акцента. Остальные зрители меня не узнавали. Из этого надо сделать вывод, что они пришли не на мою фамилию. А они пришли на спектакль, может быть, своего любимого театра, возможно, участие кого-то из актёров послужило причиной их прихода, или же они что-то прочитали про премьеру и дебютанта. Как вариант – это были заядлые театралы, которые посещают все премьеры Национального рижского театра. Но они точно шли не на меня. Так что в этом смысле это был чистый эксперимент. К слову, я вчера прилетел не на непосредственно первый показ спектакля, вчера он был исполнен для публики седьмой раз. И хоть этот спектакль является дипломной работой выпускника, его уже включили в репертуар театра. Это я знал заранее.

Спектакль мне очень понравился. Уже на десятой минуте я совершенно успокоился, расслабился и просто был зрителем. По тому, как работали актёры, по тому, как они были одеты, по тому, каких актёров режиссёр выбрал на роли, по скромной, но очень точной сценографии мне стало ясно, что бояться за то, что мне будет неудобно или стыдно, не стоит. Я увидел вкус, ум и внятную театральную культуру.

В Риге сильная актёрская школа. Те два актёра, которые исполняли главные роли – яркие её представители. Я прежде с этими актёрами не работал и даже никогда их не видел. Рад, что увидел. Теперь не забуду.

Очень важным фактором является то, что ни режиссёр, ни большинство актёров наш фильм не видели и просили тех, кто видел в процессе работы не давать никаких комментариев и не проводить сравнений с нашим фильмом. Режиссёр работал исключительно с текстом, актёры были свободны от представлений о том, как мы с Денисом Бургазлиевым это уже однажды исполнили. К тому же, кино – это кино, а театральное существование – это совершенно другое. Мы всё-таки в кино имели возможность дублей и снимали сцену за столом больше десяти суток. Латышским же актёрам нужно было всё сыграть за два часа и практически без пауз.

Если кто-то читал сценарий и видел кино то помнит, что сценарий существенно больше картины. В картину не вошли целые сцены и куски. Они были сняты, но в картину не вошли. Кстати сказать, есть серьёзная мечта сделать полную версию фильма «Сатисфакция», которая будет на час длиннее. Но я о другом.

Латышский режиссёр шёл строго по сценарию. Так он свой спектакль и сделал. Сделал без каких-то фокусов, двойных финалов и прочего. Как написано, так и сделал. Я боялся, что спектакль будет очень длинным, так как молодым режиссёрам свойственно делать такой театр, в котором актёры говорят медленно, многозначительно и стараются как можно больше расставить смысловых акцентов. Слава Богу в том театра, который делает Davis актёры говорят нормально, то есть, быстро и внятно.

Роль, которую исполнял я, в спектакле сделал актёр Ivars Puga. Он 1960 года рождения и выглядит, конечно, старше моего персонажа. В его трактовке герой в большей степени из 90-х, чем в моей. Но не гротескно, не карикатурно, а точно, тонко и узнаваемо.

Удивительно, что роль Димы исполнил Ivars Klavinskis, который и ростом, и фигурой, и походкой, и даже тем, как на нём сидит костюм, очень похож с Денисом Бургазлиевым. У них близкая, тонкая, детальная, при этом, взрывная манера проработки образа.

Жаль, очень жаль, что с уходом большого советского кино латышские актёры новых поколений остались для нас за кадром. Очень жаль, что мы их не знаем и не видим.

В каких-то фрагментах спектакль точно совпадает с тем, как сделали мы это в кино. Где-то есть самостоятельные и умные находки. В целом художественное решение спектакля близко фильму. Меня это порадовало. Но больше всего меня порадовало спокойствие, культура, точность и в самом лучшем смысле простота театрального решения ужасно непростой задачи под названием сценарий фильма «Сатисфакция».

Я рад, что видел блистательные работы актёров, как двух главных, так и тех, кто работал в эпизодах. Я видел, что актёрам нравится и интересен материал, они его понимают и они его присвоили. Он им дорог. А когда актёр существует в дорогом ему образе и роле, он очень хорошо и даже порой прекрасен. Мне удалось по новому услышать когда-то четыре года назад написанный нами с Аней Матисон текст. К тому же, я его слушал на непонятном мне языке.

Кстати, удивительный эффект, когда ты слышишь непонятный тебе язык, но знаешь, что говорят.

Короче, хочется поздравить и я поздравляю Дависа с этой работой и определённо с успехом.

Публика принимала спектакль прекрасно! Люди смеялись, аплодировали, плакали. То есть, делали всё то, для чего, собственно, люди в театр и ходят.

Жаль, что вы в большинстве своём не сможете увидеть эту хорошую театральную работу и этих актёров. Ну разве что если будете в Риге и этот спектакль будет в репертуаре Национального театра порекомендую потратить два часа жизни и немного денег, чтобы посмотреть очень хорошую работу начинающего латышского режиссёра и опытных очень хороших актёров.

А я завтра лечу в Киев. У меня будет два съёмочные дня в короткометражном фильме, который снимает Илья Ноябрёв. Я уже снимался у него в картине «13 месяцев». Нестыдная получилась картина. Теперь он написал сценарий маленькой короткометражки и написал его под меня. В таких случаях не отказывают. Потом у нас первый в Украине концерт с Мгзавреби. Украинская публика в отличие от российской Мгзавреби знает уже не первый год. И меня тоже знает украинская публика. В Киеве наши публики объединятся.

После Киева меня ждёт со спектаклями Донецк, где я буду играть практически одновременно с командой Шахтёр и Манчестер Юнайтед. Интересно, кто из нас выиграет? (шутка). Футбол в Донецке вне конкуренции. После Донецка повезу «Прощание с бумагой» в Крым. Соскучился по Севастополю. А ещё будет Харьков, Житомир и впервые побываю в городе Чернигове. Это мне важно. Я вообще люблю ехать в те города, в которых ещё не был. Да к тому же, предки мои казаки Гришковцы, как выяснили специалисты из программы «Моя родословная», оказывается, выходцы из Черниговской губернии, из села Сиволожи. В этой деревне я бывал (писал об этом). Полдеревни – Гришковцы.

Вернусь 14-го. Если будет что-то важное, сообщу. А будут незабываемые впечатления – не забуду их выразить. Не теряйте меня

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 28 сен 13, 15:55
+21 3
Показаны все темы: 2
Последние статьи
23 декабря
Евгений Гришковец 25 дек 15, 15:14
+10 4
27 сентября
Евгений Гришковец 28 сен 13, 15:55
+21 3

Поиск по блогу

Читать

Последние комментарии

Alexx Alexx
читал видел слушал наслаждался-----но ведь все проходит---это первое---а второе---ты сам учил---все…
Alexx Alexx 12 января
Галина Смиренская
Марина Илясова (Долгушина)
Спасибо.
Марина Илясова (Долгушин… 12 января
Alexandr Safonoff
...умер Максим,ну и ....Бог с ним...))
Alexandr Safonoff 12 января
Alexandr Safonoff
...умер Максим,ну и ....Бог с ним...))
Alexandr Safonoff 12 января
Игорь Гейко
Марина Илясова (Долгушина)
Марина Илясова (Долгушина)
Игорь Гейко
Марина
Да, про "фашиста" читала. Даже в голову не пришло усомниться в каких-то примитивных, или , как сей …
Марина 23 декабря