Евгений Гришковец предлагает Вам запомнить сайт «Евгений Гришковец»
Вы хотите запомнить сайт «Евгений Гришковец»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Движение - это жизнь!

Основная статья: Гастроли

23 декабря

Здравствуйте!

Вчера вернулся из Риги, где играл спектакль и встречался с читателями в книжном магазине. Читателей было много, беседа с пришедшими получилась хорошая, содержательная и доверительная…

Сегодня же прочитал про себя обвинения в фашизме по результатам этой встречи. Дожил.
На встрече были среди читателей и журналисты, которые, вполне понятно, книжек моих не читали, на спектакли не ходили, а на встречу пришли со своими собственными целями. Избольшой беседы они выдернули нужные им слова, в результате чего меня и окрестили фашистом.

БОльшую часть или, скажем, основную канву встречи, моих ответов на вопросы читателей можно увидеть в следующем материале. Правда, материал озаглавлен вполне в духе журналистов, но если вам действительно интересно, что и как я говорил, если вам недостаточно вульгарного и поверхностного, а главное — недоброжелательного взгляда, то прочитайте этот материал.

А перед поездкой в Ригу у меня ещё был спектакль в Таллине, на который пришло больше тысячи двухсот человек, то есть существенно больше, чем в прошлом году.

Играл я в обеих столицах «Прощание с бумагой», спектакль, который даже оголтелый и полностью политизированный безумец не сможет обвинить в идеологизированности или в ностальгии по Советскому Союзу. Те, кто его видел, мог в этом убедиться. Спектаклю, к слову, больше четырёх лет.

В Риге встречался с двумя своими давними и близкими друзьями, знаменитым режиссёром Алвисом Херманисом, руководителем Рижского Яунас театра и с лидером группы Брейнсторм Ренарсом Кауперсом. И с тем и другим мы не только дружили, но и работали вместе.

Алвис Херманис прославился в России не только и не столько теми спектаклями своего театра, которые неоднократно привозил на фестивали, но знаменитой и, конечно же, полюбившейся постановкой «Рассказы Шукшина» с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым, то есть тем спектаклем, которым начал свою жизнь возглавляемый Мироновым Театр Наций. Этот спектакль во многом создавался и репетировался на родине Шукшина. Потом на него невозможно было купить билеты в Москве, и Алвис со спектаклем объехал всю страну. Потом имя Алвиса прозвучало на всю Россию в связи с его отказом после крымских событий ставить оперу в Большом театре. А ещё потом, после того как власти Латвии отказали во въезде на фестиваль в Юрмалу Кобзону и нескольким исполнителям, российское руководство запретило въезд в Россию нескольким латышским деятелям культуры, в том числе и Херманису.

Глупость несусветная! Алвис сделал «Рассказы Шукшина». Алвис делал спектакль с Михаилом Барышниковым по стихам Бродского, разумеется, на русском языке. Он вообще важен и нужен русской культуре, боюсь, что больше, чем нужна она ему. Он в высшей степени востребованный в Европе режиссёр. У него помимо своего театра в Риге масса постановок, в том числе, и опер по всей Европе. Он по-настоящему знаменитый режиссёр.

Мы давно с ним не виделись, накануне своего спектакля по приезду в Ригу я ему позвонил, он очень обрадовался. Мы встретились и проговорили почти три часа.

Он много расспрашивал о последних новостях в театральном мире, о знакомых, о премьерах… Оказалось, что я не так, как он информирован, он следит и интересуется происходящим в нашем театре даже внимательней, чем я. Он любит тех, с кем работал, и своих-наших зрителей. Он знает Россию.

Разумеется, он переживает по поводу своей невозможности приезжать к нам и работать. Старается относится к этому с иронией, без обиды. У него есть своё понимание происходящего. Он, конечно, сделал ряд высказываний по поводу политики России и российского руководства, но это высказался художник, который делал и намерен был делать хорошее в России с русскими артистами и для российской публики. Он имеет право на любое мнение и любое высказывание. Он серьёзный и большой художник…

Мы говорили очень открыто, ни секунды ни о чём не спорили, и у нас осталось прекрасное впечатление от этой встречи. На спектакль ко мне он пришёл с женой и с моим любимым актёром Андрисом Кейжем, с которым я ставил спектакль «по По» в своё время. Когда-то он блистательно исполнял на латышском языке «Дредноуты» в постановке Херманиса. И к слову, недавно он исполнил, опять же в постановке Алвиса, Остапа Бендера в спектакле «12 стульев». Думаю, что у него получился очаровательный Остап.

Ренарса Кауперса из «Брейнсторма» я нашёл не столько похудевшим, поскольку худеть ему просто некуда, а скорее, усталым и осунувшимся. Мы тоже много говорили, поняли, что нам нужно сделать какую-то новую песню, поскольку таковой давно не было, и даже пообещали друг другу подумать о том, как можно было бы записать песню в исполнении двух его сыновей-близнецов, которые уже сами по себе отличные музыканты, и моей дочери, которая здорово поёт, а они ровесники.

Ренарса и группу «Брейнсторм» крепко клюют и осуждают в Латвии за то, что они активно и много играют в России. А антироссийская риторика в Латвии очень мощная. Алвис Херманис же для латышей скорее, если не герой, то сильный гражданин с решением не ставить спектакль в Большом театре, да потом ещё и объявленный невъездным.

То, что в Латвии могут осуждать Ренарса, это удивительно. Он всегда был любимцем и гордостью. И это абсолютно справедливо и заслуженно!!! К тому же более светлого и по-настоящему добросердечного человека я никогда не встречал, разве что детей.

В беседе с ним и потом в интервью я сказал, чтобы он не переживал, у него и у Алвиса Херманиса совершенно разные основы работать или не работать в России. В Большой театр его фактически приглашали руководители самого главного государственного театра России, за работу ему должны были заплатить государственные деньги, а если он не согласен с политикой России, то его отказ от сотрудничества с госструктурами и от бюджетных денег — поступок понятный, объяснимый и в логике Алвиса честный.

Ренарса Кауперса и группу «Брейнсторм» любят люди. Отдельные люди. Любят самостоятельно. Любят от Калининграда до Владивостока. Он к ним приезжал во все возможные города и намерен ездить. Его поклонники ждут его лично. И лично платят за билет. За свои выступления он получает деньги конкретных людей, которые любят его песни и его самого. Поэтому он не может к ним не ехать.

Так что оба этих латыша, важные и нужные России, правы.

Когда я это сформулировал Ренарсу он очень обрадовался… Обрадовался совершенно искренне и по детски. Я увидел, что это его успокоило.

А вообще и в Эстонии, и в Латвии антироссийские настроения сильны. Очень! Если посмотреть из Риги или Таллина на Россию глазами латышских и эстонских СМИ и пропаганды, с которой, в основном, латыши и эстонцы согласны, то возникает удивительная картина нашей родины. К слову, так же её видят в Европе и ещё хуже — в Украине.

Мы видимся оттуда, как гигантская непостижимая территория, охватившая целый континент… И для них мы — это территория зла и мрака. На этой территории живёт сто сорок миллионов бессмысленных людей, за исключением немногих героев, которые позволяют себе под страхом жутких наказаний хоть как-то подавать свободный голос. Остальные же преданные Путину безумцы, обобранные властью, полуголодные рабы, для которых идеалы свободы попросту не существуют. Глупые, мрачные, бессмысленные, этакие орки из Мордора, которые являются орками по факту своего рождения. Этакие генетически бессмысленные существа, которые одобряют и полностью поддерживают страшную, бессмысленную и исключительно тёмную враждебную политику своего государства. Россия видится людям как Тёмная Сторона Силы, как Звезда Смерти. А Путин как Дарт Вейдер, но только без светлого юношеского прошлого.

В Прибалтике России боятся. Боятся военной агрессии, боятся крымской модели и всерьёз об этом говорят. То, что это глупо и ни на чём не основано, говорить бессмысленно. И я вижу, что им нравится боятся. Страх России очень многое упрощает. Непонятные и тревожные, а на самом деле губительные процессы, проходящие в самом Евросоюзе тут же становятся мелкими, а то и вовсе незаметными. Бояться страшную Россию просто и даже весело.

На самом деле, в этом прибалтийском страхе много лукавства… Они, конечно, боятся, но как-то не до конца. Очень глубоко и по-честному они ни в какую возможность военной агрессии со стороны России не верят. Если бы верили и боялись по-настоящему, то вели бы себя по-другому. Не тявкали бы на всех возможных саммитах. Не вели бы себя показно агрессивно и провокационно. Не вели бы себя так разнузданно. Выбирали бы выражения.

Когда по-настоящему и всерьёз боятся — ведут себя по-другому.

А на спектакле в Риге половина зрителей были латыши. Было много молодых, даже дети. И в книжный магазин пришли латыши, принесли переведённый на латышский язык роман «Рубашка»…

В Таллине разговаривал с местными русскими и услышал от них забавное и очень-очень наивное соображение. Они сказали мне, что многие их знакомые и они сами в Эстонии думают, что когда до Эстонии доберутся арабские мигранты, то эстонцы убедятся, что русские граждане и не-граждане Эстонии намного лучше прибывших и, наконец-то, отнесутся к ним с пониманием и теплотой…

И ещё одна иллюстрация напоследок… Алвис Херманис мне рассказал, что он прославился не только в России своими политическими высказываниями, но и в Германии. Недавно он отказался ставить спектакль, если я не ошибаюсь, в гамбургском театре, отказался по той причине, что пригласивший его театр занял очень активную позицию по приёму и приглашению беженцев. Театр занял обсолютно левую позицию и буквально распростёр объятья, предоставлял жильё и все возможные блага и вспомоществования прибывающим в Германию мигрантам из Африки и Ближнего Востока. Алвис не согласился с такой политикой театра, искренне полагая, что театр должен заниматься другими вещами, то есть театр должен репетировать, ставить спектакли и играть. Его решение дошло до прессы. Вся немецкая пресса назвала его фашистом, ксенофобом и чуть ли не Брейвиком. Такой вот непростой, но прямой и честный он человек.

Короче, каша там в мозгах, как и везде в мире, как и у нас. Только каша своя. Маленькая. Прибалтийская.

Улетал из Риги с самыми тёплыми впечатлениями от сыгранных спектаклей и от встречи с моими давними настоящими коллегами и друзьями. Прилетел в Москву и уже здесь прочитал, что меня назвали фашистом. Назвали свои. Не чужие.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 25 дек 15, 15:14
+10 4

17 декабря

Сегодня играю в Москве «Как я съел собаку». Спектакль начинает свой семнадцатый год жизни. Удивительно! Завтра полечу в Таллин, потом в Ригу. Там исполню «Прощание с бумагой». Все билеты в этих двух столицах давно раскуплены. Ждут.

А я с какой-то особой радостью сейчас проехал по Сибири и Уралу. «Шёпот сердца» идёт прекрасно. Практически на всех спектаклях ближе к финалу возникает невероятная и очень редкая атмосфера. Происходит что-то таинственное, сакральное. В некоторые моменты мне кажется, что я наблюдаю за происходящим почти со стороны. Я слышу свой голос исходящий не изнутри меня человека, а слышу говорящего персонажа. Я почти отделяюсь от этого персонажа и могу с удивлением видеть и слышать и зал, и себя.

Поверьте, это очень и очень редкое ощущение за многие годы работы я испытывал это не часто. А тут практически на каждом спектакле. Это значит, что в «Шёпоте сердца» что-то удалось, что-то особенное, мне не принадлежащее. А ещё я в этом туре убедился что спектакль очень остро попал во время и что он нужен…

С большим удовлетворением заканчиваю этот сложный год, с удовлетворением творческим, художественным и профессиональным. А как живой человек заканчиваю год усталый и очень встревоженный грядущим.

Однако год ещё не закончился. Ещё поиграю. Последний в этом году спектакль исполню 24 декабря. И… Каникулы!!!

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 18 дек 15, 14:16
+9 1

«Я местный»

Здравствуйте!

В Калининграде сильный тёплый дождь, а я собираюсь выезжать в аэропорт, чтобы лететь в Омск. Везу «Шёпот сердца» в любимый сибирский город, в котором театр и театральность – не пустой звук. Дальше «пошепчу» в Тюмени, Екатеринбурге, Челябинске. Там я уже исполнял этот спектакль, когда он был совсем-совсем свежим. Теперь спектакль заматерел, окреп, стал может быть не столь трепетным, но точным и почти кристальным… Давненько не был в Магнитогорске, но успею в этом году доехать и до него.

Так что какое-то время я на этих страницах появляться не буду. Но вместо себя сегодняшнего оставляю себя прошлогоднего. Посмотрите фильм… Это фильм из цикла «Я местный».
Когда мне предложили поучаствовать в этом проекте, я долго думал (правда) и всё же решил сделать фильм-экскурсию по городу Кемерово, хоть уже давным-давно я местный в Калининграде. Однако город детства один и на всю жизнь.

Посмотрите, получилась хорошая картина. Снимали в Кемерово в сентябре прошлого года… 13 сентября, в аккурат в день рождения моей мамы. С погодой повезло, хотя было холодно.

Для меня это было возвращение не только в юность, но и в то удивительное пространство, из которого весь огромный мир с одной стороны казался недосягаемо огромным, фантастическим и книжным, с другой стороны, он легко умещался на небольшом глобусе.

Кемерово – единственный город, который когда-то мне был абсолютно достаточен. В нём было достаточно сюжетов, смыслов, маршрутов и людей. Теперь мне нигде ничего не достаточно. Или же, наоборот, всего в избытке…

В фильме есть забавный и точный момент, который пришёл мне в голову и был понят прямо во время съёмки…

В картине есть момент, когда я с одной точки показываю на городскую филармонию и говорю, что там была музыка, потом показываю на бассейн и говорю, что там был спорт, потом показываю на университет и говорю, что там была юность. С одной точки можно увидеть практически всю жизнь. Такова суть города, в котором родился и прожил детство, юность, молодость.

В фильме много любимых и дорогих мне людей, мест… Моя любимая река.

К сожалению, фильм существует только в таком виде. До него нужно постараться добраться. Почти уверен, что вам будет любопытно и даже интересно.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 7 дек 15, 14:09
+14 0

13 ноября

Наступила пятница 13-е. Утром полечу в Москву. Вечером там спектакль.

Четыре последних дня в Калининграде сильный ветер. Был даже ураган. Ломались деревья. Но мы тут привычные. У нас так бывает каждую осень и весну. Зато тепло. Днём и ночью одинаковая температура. В районе +13-ти . Лебеди всё ещё не улетели. Так что непонятно какая погода. Погода сложная.

В первый день урагана на площади Победы – центральной площади, на которой установили надпись «RUSSIA» сильные порывы сломали и уронили половину букв. Но сломали и уронили как-то избирательно, так что из слова RUSSIA получилось USA.

Но не будем делать из этого каких-то выводов. Просто курьёз. А то любим мы в RUSSIA во всём видеть знаки, символы и предзнаменования. Вот и в пятницу 13-го полечу в Москву спокойно.

Давно не играл в Москве «Шёпот сердца». Не получалось из-за дальних гастролей, куда нужно было заранее отправлять декорации спектакля. Сегодня сыграю. Так много звонило знакомых и около-знакомых, просили места, потому что билетов давно нет. Я же просил их прийти в следующий раз, потому что и у меня никаких мест запасных не осталось и давно. Как же это приятно!!!

В субботу поздно вечером полечу в Сочи. Надеюсь, к тому времени потоп там полностью закончится, и последствия его будут ликвидированы. А то что-то я устал от того, что куда бы ни приехал, там какие-то погодные аномалии.

После Сочи будут Краснодар, Ставрополь, Ростов, Волгоград и Астрахань. Так что из Сочи до Астрахани через все названные города проеду на машине. Дороги, в основном, хорошие, приятные, холмистые, степные. Вот только от Волгограда до Астрахани очень унылый путь. Но везде ждут. Так что ничего.

Завтра в МХТ им. Чехова будет торжественный вечер, посвящённый уже прошедшему юбилею Олега Павловича Табакова. Меня пригласили его поздравить небольшим сольным выступлением. После этого сразу помчусь в аэропорт…

Я, конечно, весьма горд, что у меня будет завтра возможность со сцены великого театра поздравить любимого артиста. Долго думал над речью и сегодня много раз её переписывал. Переписывал, сокращал, правил. Получился текст на две с половиной минуты. Если пойму, что текст получился удачный… А понять это я смогу только в процессе его исполнения со сцены, то опубликую его здесь.

Так что, не теряйте меня из вида… Я улетаю, уезжаю на юг России.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 13 ноя 15, 14:05
+8 3

9 ноября

Здравствуйте!

В пятницу 5 ноября вернулся к вечеру домой. Прилетел через Москву из Магадана. А перед этим были Владивосток, Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Очень насыщенные и изнурительные получились гастроли…

Вот мне интересно: как часто случается активно пользующимся автомобилем людям пробивать колёса? Я спрашивал последние дни у людей, тех, кто много ездит за рулём… Ответ был у всех один, что такое случается, но не часто. Далеко не каждый год. А то, бывает, и несколько лет проходит без таких неприятностей. Были и те, кто говорил, что вообще ни разу колесо не прокалывал…

Недавно я писал о предыдущих гастролях… Писал о том, как подряд в Белгороде, а потом по дороге в Воронеж в течение суток дважды машина, на которой я ехал, пробивала колёса. Это было в конце позапрошлого тура.

Прошедший же тур начался перелётом в Хабаровск, хотя, первый спектакль был назначен в Комсомольске-на-Амуре. Просто из-за банкротства «Трансаэро» прямиком долететь в Комсомольск возможность отпала. Долетели до Хабаровска – 7,5 часов, перевели дух, перекусили и поехали в Комсомольск – 400 км. Поехали на машине. Потому что поезд эти 400 км идёт минимум 9 часов. Да, к тому же, поезд ещё тот.

За день до поездки в Комсомольск трасса в этот город была перекрыта из-за сильного снегопада. Были серьёзные опасения, что её не откроют, но снег, хоть и не перестал, но ослаб. Так что мы поехали.

Все местные трассу хвалили. Говорили, что трасса отличная, что долетают по ней из Комсомольска до Хабаровска чуть ли не за три часа.

Скажу свои впечатления, так как проехал по трассе два раза. Дорога плохая, местами очень плохая. Из высказывания о трассе местных жителей можно сделать вывод, что в целом на Дальнем Востоке дороги просто ужасные, а эта просто хоть как-то похожа на дорогу. Хотя жители Курска, Орла или Твери, которые сели за руль дет десять назад, таких плохих дорог даже не знают. На Урале тоже дороги намного лучше…

Ехали мы небыстро, осторожно. Машин было немного, можно сказать, мало. Пока было светло, читал диковинные местные названия. Названия такие… Уверен, что они очень понравились бы Толкиену, и в трилогии «Властелин колец» появилось бы немало запоминающихся названий пустошей, горных хребтов, рек, замков и эльфийских посёлков.

В общем, проехав километров двести пятьдесят, мы, не разглядев из-за снега, влетели в канаву и пробили колесо.

Наш местный водитель сразу же деятельно принялся его менять, но болты прикипели и он не мог провернуть имеющийся у него ключ. Какое-то время мы ждали любой проезжающей машины… Кстати, мобильная связь в этом месте полностью отсутствовала… Было уже совсем темно. А трасса совсем не оживлённая… Но первый же грузовичок с правым рулём, даже без просьбы остановился, отреагировав на наши аварийные огни и возню с колесом. Водители быстро поговорили, быстро нашёлся более мощный ключ, болты были повёрнуты, и водитель грузовика, даже не ожидая благодарности, даже не прощаясь, сел и уехал.

В этом было что-то абсолютно естественное и привычное. Он остановился совершенно естественно, наш водитель принял помощь естественно, никто из них не ждал благодарности и на благодарности не тратил время. В этих краях люди так относятся к помощи. Они её так оказывают и так получают.

В это время я вспомнил наше двухчасовое стояние с пробитым колесом под Белгородом, когда мимо нас проехали несколько сотен автомобилей и никто не остановился.

Приехали мы в полностью засыпанный снегом Комсомольск среди ночи. Я ничего толком не увидел. Самыми яркими огнями светилась наша гостиница и несколько ярких искусственных стеклянных деревьев рядом с ней. Поселили меня в номер, в котором накануне жил Филипп Киркоров. Так что ложился я в постель не без иронии.

Экскурсию по городу я решил поменять на экскурсию на предприятие, на котором делают самолёты «Сухой Супер Джет». Это было решено заранее, и я этого очень хотел… Там так же есть завод, на котором делают военные самолёты Сухого, но туда нужно было получать серьёзное разрешение. А мы не знали, у кого это разрешение испросить.

Само производство и люди, делающие самолёты, на меня произвели большое и радостное впечатление… Представьте, мы проехали по невыразительному, можно сказать, некрасивому городу, который с точки зрения столичного жителя находится вообще непонятно где… Мы ехали в этот город по ужасной трассе из Хабаровска больше семи часов… И вот, проехав по нескольким улицам более чем скромного и безалаберно устроенного (я так пишу, чтобы не обидеть местных жителей) города, выехали за его пределы и попали на ультрасовременное и, можно сказать, фантастическое производство.

Вообразите себе цех, в котором стоит пять самолётов… В котором светло, до скрипа чисто, всё разумно, при этом довольно тихо, всё осмысленно и всё работает. Цех таков, что самолёты не кажутся большими. А люди смотрятся крошечными. Все в комбинезонах, никто громко не разговаривает, никто не стоит на месте, но никто и не суетится. На этом производстве царит такая высокая культура, такая чистота и такой порядок, что я уверен в том, что у тех людей, которые заняты в этом производстве, такого порядка и организации в их жизни и в домах нет и быть не может…

Я помню своё сильнейшее впечатление от посещения шахты. Помню, как я спустился из города, в котором всё в основном безобразно, где люди живут в беспорядочно построенных домах и беспорядочной жизнью, а в шахте под их городом я увидел порядок, смысл, и совершенно другие ясные, спокойные, а главное, совершенно трезвые лица.

Там, где делают самолёты порядок и лица ещё лучше. Шутка ли! Люди делают самолёты!

Предприятие мне показывал главный инженер. Очень интересный человек. Он говорил о самолётах, как о своих питомцах, которыми он очень гордится. Он мне показывал их снаружи и внутри. И я видел, что он каждую секунду любуется тем, что у него получается. Я пригласил его с женой на спектакль. Знаю, что он приходил. Очень надеюсь, что мне удалось на него произвести впечатление, хоть отдалённо напоминающее то, что получил от его экскурсии я.

Я летал на «Супер Джетах». В Нижний Новгород и обратно. Мне понравилось, но я летал не без предубеждения. Уж очень их критиковали те, кто критикует авиацию, российские технологии и экономику.

Пусть продолжают критиковать экономику. Но самолёт «Супер джет» я теперь полюбил, моё предубеждение пропало. Это отличный самолёт, и его делают прекрасные люди, которые абсолютно убеждены в надёжности и прелести своих изделий. И ещё я выяснил для себя, что наши критики самолётов не отличаются от наших литературных и театральных критиков.

Мне позволили посидеть в кресле пилота уже готового в техническом смысле самолёта, и который должен вскоре полететь в Италию, чтобы там ему сделали салон. То есть всё то, на чём мы будем сидеть, чего будет касаться руками и куда мы будем класть свою ручную кладь…

После этой экскурсии заехал в Комсомольске в местную картинную галерею, где посмотрел очень хорошую выставку местного художника, прошёлся по коридорам, в которых висят прекрасные работы местного Союза художников, и одним глазком заглянул на мерзкую заезжую выставку картин 3D. Я был единственным посетителем этой картинной галереи… После увиденного я очень хотел сыграть спектакль с полной отдачей.

В Комсомольске проживает больше трёхсот тысяч человек. В зале местного театра чуть больше шестисот мест. Куплено было четыреста билетов… Киркоров, конечно, прошёл с переаншлагом… Но зато те, кто пришли ко мне на спектакль, были той самой публикой, для которой хочется играть и играть. Не знаю, доведётся ли мне снова приехать в Комсомольск, но я бы хотел… И хотел бы в следующий раз увидеть полный зал. Просто в этом городе люди, очевидно, не привыкли ходить в театр на спектакли.

В Хабаровске я сыграл два спектакля «Шёпот сердца». Оба вечера зал был переполнен. Всё больше и больше люблю Хабаровск. Странно. Раньше я определённо больше любил Владивосток. А теперь, когда Владивосток так изменился, так похорошел, и получил какую-то современную огранку, мне стал больше нравится Хабаровск. Может быть, во Владивостоке появилось больше столичных черт, стало ещё больше приезжих, стало всё ещё активнее, а я просто провинциал, которому хочется чтобы было потише, но и повдумчивее… Трудно сказать.

Прибыл во Владивосток из Хабаровска вечером. Весь город праздновал самый мной нелюбимый праздник Хэллоуин. Не люблю этот праздник по причине вечно обманутых ожиданий, которые в итоге сводятся к скучной пьянке, а также это праздник, который нагляднее всего демонстрирует бедность фантазии и скудность воображения тех, кто этот праздник празднует. Очень мало кому удаётся изобразить из себя на этом, с позволения сказать, празднике что-то по-настоящему остроумное и свободное.

Однако, Владивосток город во всех смыслах особенный. Проезжая по нему поздно вечером в Хэллоуин я видел возле одного из заведений драку… Жаль, что я не мог это заснять на видео. Это было замечательно. Если бы не Хэллоуин драка была бы себе банальной. Но в Хэллоуин она была волшебной…

Я увидел, как несколько вурдалаков дрались с несколькими зомби, а ещё в этом участвовал какой-то сказочный персонаж в капюшоне и местный граф Дракула. Всё это было намного лучше, чем сцена из любого фильма, потому что такого реализма, при всей волшебности происходящего, добиться в кино невозможно.

На следующий день я, конечно же, поехал посетить Русский остров. Погода была чудесная. Мне хотелось забраться подальше… На сам остров мы доехали по мосту, а потом, чтобы сэкономить время и не трястись по плохой дороге, поплыли на малюсеньком пароме, рассчитанном на перевозку всего двух машин. Паромом это плавсредство можно назвать весьма условно. Вообще это что-то сильно напоминающее летательный аппарат из фильма «Кин дза дза», но только водоплавающее. При этом, экипаж, как у пепелаца, состоял из двух человек, но ещё на этом агрегате была собака. Тоже, как будто из какого-то фильма… Потому что мне казалось, что в какой-то момент она начнёт материться, так как остальной экипаж ничего, кроме мата, не произносил. Однако, глаза у собаки были мудрее, чем у людей, поэтому она промолчала…

Мы доплыли до нужной бухты и, съезжая с плавсредства, конечно же пробили колесо. Остальное путешествие оказалось посвящено смене колеса, потому что, когда машину поставили на домкрат, домкрат подломился. Когда же через два часа колесо всё-таки заменили, выяснилось, что сломался паром. Он просто не завёлся. Одно хорошо — я успел к спектаклю.

Оба спектакля во Владивостоке прошли с аншлагом и с полноценной овацией по окончании.

На второй день пребывания во Владивостоке я посетил Дальневосточный Университет и встретился со студентами. Я непременно хотел это сделать после прошлогоднего скандала. В этот раз я сам выступил инициатором…

Шёл я на встречу не без опаски, но решительно. Людей было на встрече немного, но были очень качественные люди. Всё проходило в конференцзале с большими окнами и удивительно красивым видом. Встреча длилась два часа. Прошла хорошо. Вопросы были содержательные.

Собой на этой встрече я остался не очень доволен. Накопилась усталость из-за трудных переездов, из-за того, что Комсомольск и Хабаровск были занесены снегом, а во Владивостоке было +15 и солнце. Усталость накопилась и из-за того, что я не попал в часовой пояс. А ещё…

Накануне провёл время с очень хорошим человеком, знакомым, у которого буквально за день до нашей встречи неожиданно умерла любимая дочь. Я видел человека, для которого жизнь вдруг закончилась. Жизнь прежняя. Жизнь, которая была выстроена и устремлена в будущее. И вот эта жизнь закончилась. Я провёл с ним довольно много времени и страшно устал от его горя. Горя непостижимого, непосильного и неуёмного.

Короче, встречался со студентами уставший, не очень собранный… Я хотел при этой встрече быть другим. Но, к сожалению, не всеми ответами остался доволен. На что-то ответил слишком многословно. Хотя несколько формулировок удались.

Однако, сама встреча прошла так доброжелательно!.. И я понимаю, что всем, кто в ней участвовал, хотелось убедиться в том, что в прошлом году случилось просто недоразумение. Так что, считаю, а точнее, уверен, что доброжелательность в данном случает была важнее каких-то искромётных ответов. Я почувствовал, что все, кто был, остались удовлетворены тем, что встреча состоялась, и тем, как она прошла.

Из Владивостока улетал ужасно ранним рейсом через Хабаровск в Магадан. Во Владике при вылете было +10, в Магадане -10 и вдоль взлётной полосы лежали сугробы, которые до весны не то что не растают, а будут только быстро расти.

Всё прошло в Магадане без приключений…

Если не считать, что дирекция театра почему-то по сравнению с прошлым годом в два с лишним раза повысила аренду.

Зал магаданского театра небольшой – 450 мест. Можно сказать маленький. Билеты и так получаются для зрителей недешёвыми. Всё-таки на Колыму надо прилететь и надо с Колымы улететь. А билеты стоят не гроши. Ой, не гроши.

В прошлом году я обещал зрителям, что приеду, и приехал. В этом году я такого обещания дать не смог. Мы же не можем заглянуть в голову директору местного театра, а вдруг он захочет ещё поднять аренду. Тогда билеты станут уже неприлично дорогими, и я приехать не смогу. А хотел бы… И зрители, заполнившие зал, тоже хотели бы.

В Магадане я играл «Одновременно». Про поднятую в два с лишним раза аренду мне пришлось сказать публике перед спектаклем, чтобы люди, увидев более чем скромную декорацию этого спектакля могли понять, за что они платят, покупая билет… И чтобы люди поняли, что, покупая билет, они по большей части оплачивают неуёмные аппетиты наших авиакомпаний и ещё более неуёмные аппетиты директоров местных театров.

Какие-то директора, как например, директор театра в Петропавловке-Камчатском, попросту не пускают меня на свою сцену, неизвестно по какой причине…

Или другой пример: я давно хочу сыграть спектакль в Якутске… Оттуда поступает очень много писем, беспрерывно просят приехать, как и из Петропавловска. В Якутске есть театр, в котором 600 мест. Но директор этого театра ломит аренду минимум 400 тысяч рублей. При этом, нет никакой гарантии, что он её неожиданно не поднимет. Причём, буквально за день до спектакля, как любят делать многие его коллеги. Вот и не получается поехать в Якутск.

Из Магадана улетал совершенно уставший. Совсем. Очень хотел домой…

На удивление в магаданской гостинице в телевизоре среди десятка каналов обычного набора был и канал «Дождь». Я его давно не смотрел, потому что компьютером не пользуюсь. Смотрел «Дождь» несколько часов. Что-то совсем затосковал и устал ещё сильнее.

Вылетал компанией «Икар»… Это только в СМИ говорится, что компания «Аэрофлот» взяла на себя авиасообщение с Магаданом. На самом деле «Аэрофлот» летает раз в неделю. Из-за банкротства «Трансаэро» мы за сутки до вылета не знали, какой компанией полетим. Оказалось, летим «Икаром».

Знаете! Не очень приятно лететь самолётом, на борту которого написано «Икар» и одноимённой компанией. Это каким надо обладать изощрённым умом, что назвать авиакомпанию именем персонажа, который прославился исключительно тем, что полетел и разбился… Но о том, как я долетел до дома я расскажу завтра.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 9 ноя 15, 14:38
+14 3

21 октября

Здравствуйте!

Скоро лечу с «Шёпотом сердца» на Дальний Восток.

Впервые побываю со спектаклем в городе Комсомольске-на-Амуре. Исполню там, поскольку выступать буду впервые, «Как я съел собаку».

Был я в Комсомольске только однажды. Мой поезд стоял на вокзале этого неведомого мне города сорок минут. Ночью. Это было ровно тридцать лет назад. В ноябре 1985 года, после «учебки» на Русском острове меня везли из Владивостока через Хабаровск в город Советская гавань на постоянное место службы – 93-ю бригаду БЭМ (большие эскадренные миноносцы). Холодно было ужасно. На перроне и у вокзала насыпало довольно много снега. Вот и всё, что я помню о Комсомольске-на-Амуре.

А вот до Петропавловска-Камчатского добраться в очередной раз не удаётся. Весной ещё была договорённость о том, что в Петропавловск лечу, и гастроли были соответственным образом выстроены. Но пришёл очередной отказ. По этой причине гастроли перекроились и выстроились сложно, да ещё из-за истории с банкротством «Трансаэро» многое усложнилось. Придётся из Москвы лететь в Хабаровск, а потом ехать машиной в Комсомольск-на-Амуре, так как в Комсомольск непосредственно из столицы летало только «Трансаэро». Как и чем будем улетать из Магадана в Москву тоже пока не понятно. Но спектакли намечены. Их, в отличие от рейсов, переносить или отменять нельзя.

А Петропавловск так и остаётся недостижимым городом. Мне по всей стране, крайний раз в Белгороде, передают записки или на словах через каких-то своих знакомых камчадалы просьбу наконец-то приехать.

Я буквально мечтаю об этом. Но Камчатка остаётся неприступной. Раньше просто не давали даты и говорили о постоянной загруженности театра. Потом петропавловский театр долго стоял на реконструкции. А теперь там удивительная дама-директор. От неё исходит определённое и ничем необъяснимое нежелание видеть меня на сцене её театра. Что ж, имеет право. Директор – она. Последний её аргумент по поводу отказа предоставить мне сцену был удивительным. Она сообщила, что в её театре в репертуаре есть спектакль «Как я съел собаку» по пьесе Евгения Гришковца в исполнении местного актёра, и этого театру вполне достаточно. То, что я могу сыграть какой-то другой спектакль того же автора, мадам директора не убедило.

Я не сомневаюсь, что спектакль «Как я съел собаку» камчатского театра хороший, и, возможно, любим зрителям. Я с почтением отношусь к исполнителю этого спектакля и желаю ему всяческого успеха. Но я думаю, что даже ему было бы любопытно познакомиться со мной лично и с оригиналом…

Короче говоря, рекомендую камчадалам обращаться с просьбами о проведении моего спектакля в петропавловском театре не ко мне, а непосредственно к директору театра, которая демонстрирует определённое самодурство в этом вопросе. Надеюсь, в её случае самодурство – это не от слова дура.

Или обращайтесь сразу же в местное Управление культуры. Может быть, Управление найдёт управу. Всё-таки театр – учреждение государственное, а не частная лавочка.

Другие же помещения и сцены Петропавловска для моих спектаклей не годятся. Им нужно и техническое оснащение, да и попросту театральность… А я очень хочу сыграть в том театра, в котором работали мною любимые коллеги и друзья: Погребничко, Рыжаков, Вырыпаев и другие.

Однако, теперь следующая попытка приехать возможна не раньше чем через год. Отдельно для одного спектакля в Петропавловск лететь долго для меня и накладно для публики. Приезд в Петропавловск возможен только в туре, то есть, в связке с другими дальневосточными городами. Жаль, что моя честная восьмая попытка добраться до Камчатки в очередной раз не удалась.

17-го октября, в прошлую субботу, снова вышел на сцену с группой «Бигуди». Причём, с первым её составом. Мы сыграли шесть песен и один бис. Очень сильные ощущения!!! С Максимом Сергеевым мы не виделись больше трёх лет. А с Лорой (Рома) и Вадимом мы на сцене не были ровно десять лет.

Собрались мы по невесёлому случаю. Концерт был благотворительный. Сильно заболел Серёжа Смирнов, всеми в Калининграде любимый, вечный администратор самого старинного и незыблемого клуба «Вагонка». Я не раз писал о «Вагонке»… Именно в этом клубе я впервые сыграл в Калининграде спектакль «Как я съел собаку». В «Вагонке» мы познакомились с «Бигуди», там же исполнили массу концертов. На сцене «Вагонки» я видел, пожалуй, лучшие концерты, на которых мне довелось присутствовать. Впервые на сцену «Вагонки» я зашёл в 1999 году. А 17-го октября 2015 года я в первый раз был в этом клубе, а Серёжи Смирнова в нём не было. Ему не позволила болезнь.

Народу пришло очень много. Можно сказать, собралось три поколения вагонковцев.

Как в любом небольшом городе у любого старого клуба накапливается целый шлейф неких «особых друзей», то есть накапливается масса людей, которые считают, что им не надо платить за вход на любое мероприятие или концерт. У Вагонки таких не просто целый вагон, но эшелон. Однако в эту субботу платили все. И многие хотели дать денег сверх цены билета. Вот как все хотели воспользоваться возможностью помочь Серёже Смирнову, с которым на «Вагонке» они встретили и прожили юность, потом средний возраст, многие вошли в зрелость и очень хотят с ним встретить старость.

Играли на концерте два коллектива: старая и при этом вечно молодая группа «Лондон – Париж», которую я ещё в 1998 году слышал и знал о ней в Кемерово, но под названием «Ноу Мэнс Лэнд». У них была прекрасная бессмысленная, но очень романтическая песня «Слёзы Жанетт». Рекомендую послушать. Вспомнятся романтические иллюзии конца 90-х.

И выступили мы – «Бигуди» и Гришковец.
Мы были все рады снова побыть на сцене. Максим Сергеев впервые при мне играл на гитаре. Причём, играл на правую сторону, как Пол Маккартни. Лора и Вадик играли, как и прежде.

У Лоры после «Бигуди» были разные бизнесы. Вадик стал заведующим кафедрой на философском факультете калининградского университета имени Канта. Он теперь доцент, он единственный мой знакомый на родине Канта, кто всерьёз прочитал «Критику чистого разума», и при этом он успевает играть на гитаре и быть инструктором по сёрфингу. Оба, и Лора и Вадик, за эти годы обзавелись детьми…

Но после концерта они не хотели уходить и вполне внятно сказали, что кайфанули на сцене, и что те несколько лет гастролей с «Бигуди» были лучшими. Рок-н-ролл фореве!

Поскольку мы не имели возможности порепетировать, и у группы «Бигуди» нет своего звукооператора, вся аппаратура у нас звучала ужасно, микрофоны постоянно заводились, и, я думаю, что меня было почти не слышно, а если и слышно, то не очень понятно. Это тоже нам напомнило те самые первые годы выступлений, когда организаторы концертов на нас экономили, а мы не умели потребовать к себе более уважительного отношения… Но всё равно было так прекрасно!!! И так снова захотелось вспомнить и исполнить «Настроение улучшилось», «KisSMS», «Летс кам тугезэ», «Петь»… У нас много хороших песен. Мы записали четыре альбома. Как-нибудь всё же ещё соберёмся. Короткое выступление и какие-то тридцать минут на сцене возбудили желание снова собраться, хотя бы разок и по какому-нибудь весёлому поводу.

Благотворительный концерт в пользу Сергея Смирнова собрал достаточные средства для многих возможных действий в борьбе с болезнью. А ещё это было, пожалуй, самое весёлое мероприятие на «Вагонке», которое я видел. Оно было весёлое, потому что жизнеутверждающее.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 22 окт 15, 14:48
+10 3

16 октября

Здравствуйте!

Много было приключений за последние две недели. Приключений, в основном, мелких, но всё — неприятных. Весь прошедший тур прошёл под знаком каких-то неприятных неожиданностей. Однако, были и настоящие серьёзные нервные встряски.

Обычно, когда тур проходит хорошо… А что значит хорошо? Без транспортных и технических накладок, без проблем с гостиницами и организаторами, без погодных фокусов… Мы всегда радуемся. Спектакли же в гастрольной деятельности – это самое приятное и самое радостное дело. Время на сцене для меня обычно — это самое лёгкое и счастливое время на гастролях.

А начинался тур радостно… В Санкт-Петербурге, в общем-то, повезло с погодой. Играл я в театре имени Комиссаржевской, в котором не работал года четыре, а то и больше. А это всё-таки очень приятный театр, красивый и расположенный в чудеснейшем месте. То есть, театр удобен и артистам и зрителям. Этот театр даёт ощущение события похода в театр.

А ещё в Питере сходил на концерт симфонической музыки. Впервые был в концертном зале Мариинки. Впервые слушал оркестр Мариинки под управлением Гергиева по его же личному приглашению. Впервые слышал такое звучание оркестра в столь совершенном акустическом пространстве. И, опять же впервые, был на столь мощном симфоническом концерте. ( Я слабо знаю симфоническую музыку, можно сказать, совсем не знаю. Бывал на нескольких великих балетах и в Европе несколько раз бывал в опере…) Впечатление я получил огромное!

В первом отделении маэстро исполнил симфонию Брукнера. (Не помню какую, для меня — первую.) Мне пережить её было непросто. Можно сказать – сложно. Несколько раз я совершенно уходил от музыки во внутренние блуждания и дебри собственных размышлений. Потом мне сказали, что именно так и надо слушать большую симфоническую музыку, а я переживал, что не могу сосредоточиться.

Во втором отделении концерта тощенький лауреат последнего конкурса им. Чайковского, невероятно длиннопалый француз весьма нервно, нарочито артистично и страшно фальшиво исполнил несколько произведений Листа в сопровождении гениально звучащего Гергиевского оркестра. (А вот в фортепианной музыке я уже кое-что понимаю).

Меня удивила записная симфоническая публика. Эта публика внешне очень отличается от той, которая ходит в театр. Я с благоговением смотрел на неё и был уверен, что незаслуженно занял чьё-то место в зале.

Однако, многие и многие во время исполнения Брукнера откровенно дремали или скучали… Французу же они устроили невероятную овацию, несмотря на откровенно слабое выступление, изъяны которого были для меня очевидны, точнее, явно слышны. Они пять или шесть раз вызывали его на бис. А этот наивный юноша искренне верил в свой грандиозный успех…

После его выступления оркестр и маэстро играли Чайковского… Щелкунчика. Однако, после выступления француза четверть зала спокойно, а то и демонстративно покидала свои места. Я был удивлён, возмущён, потрясён… Как же так? Как можно уходить, когда великий, любимый дирижёр и весь оркестр на местах и готовится исполнить великую, любимую музыку? Однако, мне потом объяснили, что такое в норме вещей, и многие записные «знатоки» любят продемонстрировать своё большее величие и значение, чем музыкантов и дирижёра.

Боже мой, как же звучал Щелкунчик, как существовал за пультом Гергиев, какая звучала музыка!!! Это было очень и очень сильно гениально (по другому даже и сказать не могу), и это было само совершенство!

Если симфония Брукнера величественно проплыла мимо меня, как фантастический, блистательный и непостижимый айсберг, то Чайковский накрыл и возбудил, оживил все самые острые и самые радостные детские ощущения. Я же знаю эту музыку с детства – и вот я слышу её в лучшем исполнении, какое только может быть в мире. Я радовался, я почти смеялся от радости. Мне постоянно хотелось встать и слушать стоя. А то, что Гергиев был в каких-то десяти метрах от меня было удивительно, потому что он за пультом видится абсолютно недосягаемым, космическим явлением.

А после концерта я наблюдал Гергиева в кабинете среди людей, телефонных звонков, каких-то рабочих моментов и среди родственников. Всё это было вперемешку и это казалось какофонией, по сравнению с поразительно кристальной структурой существования и звучания его оркестра.

А ещё потом был недолгий ужин. Маэстро нужно было в ночь ехать куда-то или лететь. Или сначала ехать, потом лететь. За ужином присутствовал………. Родион Щедрин. Я слушал, как говорят о музыке два великих музыканта. На удивление мне было всё понятно. В их разговоре всё было по делу. Они обсудили прошедший концерт.

Когда говорят музыкальные критики средней руки или знатоки музыки, у которых пожизненные абонементы, непонятно ничего. А великие говорят понятно. Во всех сферах…

После Питера была поездка в Тверь, где, как только я заехал в гостиницу, сразу же вырубилось электричество, и не стало горячей воды. После спектакля я решил в Твери не ночевать и поехать в Москву, чтобы отдохнуть без гостиничных фокусов и отправиться в Липецк.

Из Твери до Москвы мы доехали за час. А потом почти три часа тянулись в каком-то жутком ночном транспортном коллапсе. Люди в соседних машинах засыпали за рулём, другие теряли терпение и в отчаянии сигналили, чтобы проснуться самим и разбудить окружающих. В ночь с воскресенья на понедельник лучше в Москву не заезжать ни с какой стороны. Короче, отдохнуть не получилось. Был шебутной московский день, а вечером я поехал в аэропорт Домодедово, чтобы улететь в Липецк. Очень хотелось в Липецке выспаться и с удовольствием сыграть спектакль.

В аэропорт ехали два с лишним часа. И если бы рейс не задержался, то я бы определённо опоздал. Сначала я был рад тому, что самолёт задержался, а потом нет, потому что его задержали на четыре часа…

Часа в три ночи или в полчетвёртого утра любой аэропорт превращается во что-то невыносимое. Уставшие пассажиры, ожидающие задержанные рейсы или ждущие рейсы перенесённые… Уставшие, с почти невидящими глазами работники кафе, магазинчиков, замедленные и уставшие уборщики и уборщицы, работники аэропорта с обвисшими от усталости щеками и охрипшими голосами… Даже эскалаторы в это время суток движутся как-то устало. За час пребывания в такой атмосфере можно выбиться из сил.

Короче, в Липецк мы прилетели уже перед самым рассветом, долго заселялись, лечь удалось только после того, как плотно задёрнул шторы, потому что солнце лупило в окно. Понятное дело, что весь жизненный график уже сломался.

Когда я проснулся, в Липецке уже была ужасная погода… За полчаса до начала спектакля возле театра произошло несколько аварий и случился какой-то жуткий, необъяснимый транспортный затык. Спектакль пришлось начать с задержкой на двадцать минут. В течение всего моего вступительного слова в зал шли и шли люди, а в зале оставалось ещё много свободных мест, хотя билеты были все полностью раскуплены.

Спектакль начался в половине восьмого. Но в начале девятого он был прерван тем, что в зале возник шум. Как выяснилось потом, в зал пытались войти несколько десятков опоздавших людей, которые, на самом деле опоздали на сорок и более минут. Они шумели у входа, и этот шум мешал тем, кто сидит рядом со входом. Всё это было очень нервно и, разумеется, не давало мне и публике сосредоточиться на самом спектакле.

К сожалению, только во второй половине действия мне удалось добиться той атмосферы, которая была задумана и которая необходима. Однако, я недоволен тем, как прошёл спектакль в Липецке. А сам же я пережил тяжелейший стресс.

Тут я хотел бы объяснить свои ощущения и те причины, по которым я не пустил опоздавших в зал в середине спектакля… Почему всё-таки начал спектакль, зная, что многие опоздали…

Подавляющее большинство людей пришли вовремя и по первому звонку прошли в зал, заняли свои места. Третий звонок дали в двадцать минут восьмого, значит, более пятисот человек уже просидели в ожидании спектакля минимум тридцать пять минут. Потом плюс ещё десять минут моего вступительного слова, которое было таким длинным, потому что я давал возможность опоздавшим войти и сесть. То есть, большинство зрителей просидели на своих местах к началу спектакля более сорока минут. И спектакль, конечно же, нужно было начинать, исходя их того, что людям ещё нужно будет просидеть два часа.

А когда спектакль начался с задержкой на полчаса, уже никого запускать было нельзя. Начало спектакля — это очень важная его часть для настроя и погружения в тему и атмосферу. Спектакль – это цельное произведение, которое нужно смотреть от начала и до конца, это не концерт, состоящий из многих отдельных песен или не связанных между собою частей.

Когда же начался шум, и спектакль нельзя было продолжать, я понимал, что решение должен был принимать я…

Тут надо представить, что мне зрительный зал почти не виден. Я ярко освещён, а зал в темноте. Я слышу только звуковую картину. Из темноты мне что-то говорили, выкрикивали. А мне нужно было понять, что происходит и принять решение.

Стало ясно, что много людей хотят пройти в зал. Я посмотрел на часы, было уже десять минут девятого… Что нужно было в такой ситуации делать? Включать свет в зале и рассаживать людей? Это в любом случае заняло бы много времени, поскольку кто-то сел на более выгодное место, а кто-то, разумеется будет настаивать на своём… Но главное, зачем человеку заходить на спектакль, когда его четверть уже исполнена? Человек уже ничего не сможет понять.

В общем, я принял жёсткое решение никого не пускать, нашёл какие-то слова и с большим трудом продолжил спектакль, который только к самому концу удалось поднять на какую-то художественную высоту.

По его окончании я чувствовал страшное опустошение и усталость. Я тысячу раз себя спросил, был ли я прав. А потом решил, что был прав безусловно. Всё-таки, из семисот зрителей более шестисот пришли если не вовремя, то почти вовремя. То есть, можно было успеть. А если человек видит, что он опоздал больше чем на полчаса, то какой смысл идти на уже начавшийся спектакль? К тому же любой билет является ничем иным как договором, и в этом договоре вполне ясно написано, что вход после третьего звонка запрещён. Я всегда очень стараюсь, чтобы все успели, и поэтому задерживаю спектакли и говорю вступительные слова, чтобы дать возможность людям занять места. Я же понимаю, что в большом городе человеку к семи часам явиться в театр довольно сложно… в будний день. А наши государственные театры по-прежнему и по глупой старинке настаивают на начале спектаклей в 19 часов. Как бы не замечая изменившихся реалий.

Кстати, особо огорчённым людям было предложено сохранить билеты и реализовать их, приехав, например, в Тамбов за сто с небольшим километров или в Белгород, за сто с лишним километров. Человек двадцать воспользовались этим предложением и приехали в Тамбов и в Белгород… На удивление, туда они не опоздали.

Дорога в Тамбов была лёгкой, а вот погода ужасно испортилась: ветер, дождь, снег.

В Тамбове пошёл в кино, так как вечером во вторник в Тамбове приезжим делать больше нечего. Но лучше бы я этого не делал. Потому что попал на премьеру фильма «Марсианин». А я, к несчастью, приучен смотреть всё до конца. Но с походим в кино сам виноват, тут винить некого.

В Тамбове спектакль прошёл прекрасно, публика замечательная. Потом была Тула, где было не хуже, если не лучше. Вот только электричество в гостинице вырубило, как только я туда заехал.

Дорога из Тулы в Москву опять была хоть и не длинной, но очень долгой. На въезде в Москву остановили «менты» и ужасно долго мучительно и унизительно проверяли машину «по базе». У них зависал компьютер, что их, конечно, не волновало. Это даже доставляло им какое-то иезуитское удовольствие…

В Белгород из-за погоды решили ехать поездом и не рисковать с самолётом.

Посещение ночного Курского вокзала уже не для слабонервных и ночной поезд Санкт-Петербург – Белгород всё же предназначен либо для очень молодых, либо невероятно закалённых людей. Я уже не молодой, но ещё не невероятно закалённый человек.

Белгород встретил тем, что прямо на привокзальной площади у встречавшей машины спустило колесо, и ярким-ярким солнцем, которое не позволило мне выспаться после ночного переезда.

Спектакль в Белгороде прошёл замечательно. После спектакля я узнал, что в зале было ощутимо много харьковчан, которые, понимая, что к ним я приеду не скоро, решились на короткое, но неприятное путешествие через границу в Белгород.

Из Белгорода в Воронеж выезжали ночью, чтобы приехать, лечь спать и спокойно на следующий день сыграть спектакль. На семидесятом километре от Белгорода на абсолютно ровной и качественной дороге наш автомобиль пробил колесо… много времени мы провели в открытом холодном, продуваемом поле. Водитель безответственно заменил спущенное возле вокзала колесо, а о запасном не побеспокоился.

Мы голосовали, но матёрые мужики-дальнобойщики не останавливались… Даже никто и не поинтересовался, что с нами произошло. В итоге, нас уже под утро подобрали молодые ребята на маленьком, не новом фордике… Молодые ребята – парень и девушка. Причём, девушка была за рулём… Они довезли нас до гостинцы, не побоялись взять взрослых мужиков в степи. А дальнобойщики и владельцы больших внедорожников не остановились…

Воронежская публика приняла спектакль прекрасно, а я, наконец-то, играл в этом славном городе не в «убитом до невозможности» оперном театре, а в хорошем, удобном, бывшем драмтеатре. Берусь утверждать, что мы с публикой доставили друг другу большую радость.

Потом была дорога в Орёл, в котором я не был больше четырёх лет, поскольку орловский драмтеатр стоит на реконструкции всё это время и, возможно, откроется до конца года. Однако, ждать уже было невозможно и меня уговорили работать в так называемом концертном зале «Грин». Это такой зал-трансформер, в котором в последнее время идут «все спектакли». Так мне сказали. Я согласился. Это моя вина.

Прибыл в Орёл затемно. Лёг спать в гостинице с одноимённым названием «Грин» и надеялся выспаться. Но не тут-то было! В два часа ночи я проснулся от того, что казалось, что за окном садится или взлетает большой самолёт. Причём, прямо за окном. Больше часа выясняли в чём причина. Оказалось, что сработала какая-то аварийная вытяжная вентиляция. Ещё час это устраняли. Уснуть удалось в предрассветное время.

А спектакль в зале «Грин» был практически на грани срыва. Нас ввели в заблуждение, сказав, что никакие мероприятия параллельно со спектаклем в концертном комплексе проводится не будут. Однако на двадцатой минуте спектакля откуда-то отчётливо зазвучала мерзкая музыка. Источник этой музыки для меня на сцене был неизвестен. Мне пришлось прервать спектакль и долго требовать от администраторов каких-то действий по устранению музыки. Это потом я узнал, что этажом ниже заработал караоке клуб. А караоке и искусство не совместимы в принципе…

Караоке-то более-менее замолчало, но потом врубилась ещё более громкая музыка, потому что в ночном клубе, который также расположен в этом, прости господи, «Грине» началось мероприятие «Первый звонок» для первокурсников какого-то орловского ВУЗа.

В общем, финал спектакля был скомкан и мне пришлось сократить важнейший монолог. Спектакль заканчивался под грохот дикой и отвратительной музыки с выкриками в микрофон…

Я испытывал горе, смешанное со стыдом. Горе от того, что люди, которые ждали, покупали билеты, выделили время, пришли… Но не получили того спектакля, который задумывался, который был тщательно подготовлен технической группой и который я так старался довести до конца… А стыд от того, что я согласился работать в каком-то «Грине», которым владеют безнравственные и алчные люди, и которым совершенно не важно, что будет происходить, лишь бы были заплачены деньги.

Я сказал публике, что студенты первокурсники не виноваты и они хорошие. И мы все тут на спектакле тоже не виноваты и хорошие. А вот те, кто нас здесь соединил – сволочи.

Но всё равно ответственность за спектакль перед публикой несу я и только я. Мне ужасно совестно. А исправить уже ничего невозможно.

После спектакля в Орле ехал в Москву, горевал и сдерживал слёзы досады и почти отчаяния.

Проехал через Тулу, потом миновал Москву и приехал в аэропорт Внуково, чтобы улететь в Калининград… Здесь и только здесь, дома, я могу восстановить силы, чтобы отвезти свой «Шёпот сердца» на Дальний Восток… Утомительный был тур. Очень надеюсь, что на Дальнем Востоке будет без приключений.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 19 окт 15, 14:21
+9 4

5 октября

Здравствуйте!

Ну вот и начался рабочий сезон. Сыграл два спектакля в Санкт-Петербурге и один в Твери. Завтра выйду на сцену в Липецке, а из Липецка поеду в Тамбов и пошло-поехало. В этом году сезон начался резко, как будто окунулся в холодную воду, но выскочить из неё нельзя, а наоборот, надо плыть…

По работе соскучился, но есть странное… За лето так много всего произошло в мире, в стране и в том, как изменились ощущения людей… Ощущения происходящего, ощущения собственной жизни, тревог, будущего… что я, готовясь к первому в этом сезоне спектаклю «Шёпот сердца», понял, что даже если я и хочу исполнять его как прежде, то он всё равно по-прежнему не прозвучит. Так и произошло.
Первого октября вышел на сцену театра им. Комиссаржевской в Питере, а перед выходом вспомнил, что буду этот спектакль исполнять в пятидесятый раз. С первого марта (со дня первого показа) по двадцать третье мая плюс один спектакль в Южно-Сахалинске в августе — это довольно много, спектакль уже сложился, уплотнился, заработал… Но первого октября вышел на сцену как-будто с премьерой. Текст мною, конечно же, очень хорошо изучен. И воспроизвёл я его как прежде в прошлом сезоне, но прозвучал он иначе. Много острее. Жёстче. И его определённо лучше и внимательнее слушали.

Самым удивительным было то, что тема гнева и ненависти, которым в спектакле посвящён целый эпизод, зазвучала мощно, этот эпизод стал, наверное, важнейшим, если не кульминационным в спектакле. А весной и летом он скорее был проходным. Что весной, что сейчас я исполнял это одинаково, но люди слушали по-другому. От меня в спектакле зависит далеко не всё.

Значит, что-то произошло с людьми, и тема гнева и ненависти к осени вызрела и стала более понятной (чуть было не сказал «более близкой»).

Мне предстоит исполнять этот спектакль осенью и зимой много. Много и в разных городах. С большим интересом и вниманием буду изучать и вслушиваться в реакцию людей. Вот я и говорю, что начало сезона ощущаю как прыжок в холодную воду и дальнейшее плавание по студёным волнам.

А первого октября помимо начала сезона и пятидесятого спектакля «Шёпот сердца» ещё и старшей дочери Наташе исполнилось двадцать лет. Это у меня в голове не укладывается. Не в том смысле что ещё совсем недавно она бегала маленькая, нет-нет, маленькая она была давно. Но просто — двадцать лет.

Мне мои двадцать лет помнятся очень хорошо. Про моё двадцатилетие я когда-то написал рассказ. Он называется «последний праздник». Я подробно кристально, анатомически точно помню этот день. А если я его так отчётливо помню, то значит я не чувствую, не вижу разрыва связи того меня двадцатилетнего и сегодняшнего… Проще говоря во мне остался я двадцатилетний у которого старшей дочери первого октября был день рождения — двадцать лет. Это очень странное ощущение.

Я очень хотел, чтобы она приехала отметить свой день рождения в Питер, ко мне на гастроли, на открытие сезона, чтобы посмотрела пятидесятый спектакль «Шёпот сердца» в прекрасном театре, но она решительно и определённо захотела провести свой последний околодетский день рождения дома, в своей комнате, которую она сменила на комнату в московском студенческом общежитии. Я её понимаю. Если бы у меня в мои двадцать лет была такая возможность, я сделал бы тоже самое.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 6 окт 15, 15:09
+13 4

21 июня

Здравствуйте!

Скоро выйду на сцену петрозаводского музыкального театра. Это будет для меня последний спектакль уходящего театрального сезона. Но мне не верится на самом деле в это. По всем ощущениям, для меня лето ещё не началось. Но вот сегодня отыграю и…

Приехали вчера в Петрозаводск… Точнее, уже сегодня, после полуночи. Ехали, наблюдали какой-то бесконечный и прекрасный закат. Белые ночи в Карелии это что-то особенное. Такое особенное, что даже описывать не берусь. Кстати, дорога была отличная. Как въезжаешь в Карелию, так просто… не знаю как сказать. Обычно в таких случаях говорят: Европа. То есть упомянутые в романе «Асфальт» плохие дороги у Петрозаводска, хотя бы на какое-то время остались в прошлом.

Из-за всех вот этих дорог, переезда и усталости, совершенно сломал свои сутки и до четырёх утра не мог уснуть. Не спал и смотрел, и смотрел в окно. Наблюдал беспрерывные смены света в небе и, соответственно, на чудесном озере Онего. Тоже никак не могу описать то, что видел. Для меня такое небо и такая вода непривычны. Это совсем не наше сибирское небо, это не небо над Балтийским морем. Это не небо над тёплыми южными морями. И вода в этом великом озере тоже совсем особенная. Точнее, цвет особенный. А как описывать особенное? Надо подумать, пожить и привыкнуть. Только тогда и удастся описать хоть что-то, хоть как-то.

А после спектакля я поеду в Питер, чтобы улететь утром самолётом в Москву. Ещё одну ночь проведу в машине, снова полюбуюсь карельской июньской белой ночью. В каком буду ехать состоянии и настроении, пока не знаю. Думаю, что буду ехать усталый и счастливый. Хотелось бы ехать с такой улыбкой, с которой уезжал после премьеры «Гамлета» Юрий Деточкин в фильме «Берегись автомобиля». Правда, он уезжал в тюрьму, а я поеду к отдыху.

Сегодня расстанусь после спектакля с моим маленьким коллективом, расстанемся до августа. Точно буду по ним скучать. Во-первых, привык к ним, во-вторых, уважаю их очень, в третьих, они дали мне в этом сезоне много возможностей ими гордиться, а в четвёртых… мы работаем вместе, и этим всё сказано.

_DSC9345

Ваш Гришковец.


Евгений Гришковец 22 июн 15, 16:00
+8 2

19 июня

Здравствуйте!

Постараюсь больше никогда не совпадать с экономическим форумом в Питере. Сейчас здесь возникает сильное ощущение, что искусство как таковое, по-крайней мере, на несколько дней в Санкт-Петербурге неуместно. Хотя разнообразных артистов приехало развлекать участников форума неимоверное количество. Разные компании, различные богатые персонажи и даже некоторые госструктуры всерьёз подошли к своему вечернему досугу на время форума. Для них поют и пляшут, по-моему, все, кто может петь и плясать.

Охранников сейчас в Питере, по-моему, больше, чем милиционеров. Вокруг каких-то заведений устраиваются тройные кордоны спецслужб… В общем, если вы хотите посмотреть белые ночи, и насладиться бесспорно прекрасным городом на Неве, постарайтесь не приезжать сюда в дни экономического форума. Ни к чему! К тому же будет сильно дороже, чем в другие дни. Гостиницы просто озверели, такое впечатление, что они хотят восполнить все потери от экономического кризиса в аккурат за счёт тех, кто этот кризис устроил, то есть участников экономического форума.

Маленькая питерская зарисовка с полей экономического форума.

Обедал сегодня в ресторане, куда меня не сразу пустили, но всё же позволили по быстрому пообедать… Ресторан определённо готовился к приёму каких-то важных гостей. У дальней стены ресторана сервировали большой стол. И вот я послушал такой диалог, точнее, монолог, короткий. Барышня хостес громко говорила официанту: Костя, бл… Ну кого я тут могу подвинуть, бл… ?! Сечина?

Ну что ж, а я пойду вскоре на сцену. Сыграю для тех людей, которые с форумом не связаны, а наоборот.

Ваш Гришковец.

Оригинал поста.


Евгений Гришковец 20 июн 15, 16:16
+8 1
Темы с 1 по 10 | всего: 36
Последние статьи
23 декабря
Евгений Гришковец 25 дек 15, 15:14
+10 4
17 декабря
Евгений Гришковец 18 дек 15, 14:16
+9 1
«Я местный»
Евгений Гришковец 7 дек 15, 14:09
+14 0
13 ноября
Евгений Гришковец 13 ноя 15, 14:05
+8 3
9 ноября
Евгений Гришковец 9 ноя 15, 14:38
+14 3
21 октября
Евгений Гришковец 22 окт 15, 14:48
+10 3
16 октября
Евгений Гришковец 19 окт 15, 14:21
+9 4
5 октября
Евгений Гришковец 6 окт 15, 15:09
+13 4
21 июня
Евгений Гришковец 22 июн 15, 16:00
+8 2
19 июня
Евгений Гришковец 20 июн 15, 16:16
+8 1

Поиск по блогу

Читать

Последние комментарии

Alexx Alexx
читал видел слушал наслаждался-----но ведь все проходит---это первое---а второе---ты сам учил---все…
Alexx Alexx 12 января
Галина Смиренская
Марина Илясова (Долгушина)
Спасибо.
Марина Илясова (Долгушин… 12 января
Alexandr Safonoff
...умер Максим,ну и ....Бог с ним...))
Alexandr Safonoff 12 января
Alexandr Safonoff
...умер Максим,ну и ....Бог с ним...))
Alexandr Safonoff 12 января
Игорь Гейко
Марина Илясова (Долгушина)
Марина Илясова (Долгушина)
Игорь Гейко
Марина
Да, про "фашиста" читала. Даже в голову не пришло усомниться в каких-то примитивных, или , как сей …
Марина 23 декабря